23 января 2020 00:21

23 января 2020 00:21

фото: Роман Зангиров

Поиск управленческих решений

Инструмент стратегического развития предприятия – оптимальная организационная структура. Наш собеседник – Валентина Садилова, начальник организационно-штатного отдела СЖД

Идеальной структуры предприятия не бывает. Эта тема актуальна не только для российских, но и для зарубежных предприятий. В связи с этим выбор оптимальной организационной структуры является инструментом стратегического развития, тем более в непростых экономических условиях.

– Валентина Ивановна, организационное проектирование в условиях продолжающегося реформирования отрасли – процесс постоянный и приводит к необходимости заново пересмотреть многие подходы к организационно-штатной работе.

 

– Да, предприятия для обеспечения выживаемости вынуждены постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, что порождает массу управленческих проблем.

 

Сама по себе организационная структура не обеспечивает эффективность процесса управления автоматически. Ведь теоретически самая лучшая организационная структура может оказаться неудачной, если не будет поддержана умелыми руководителями, специалистами и исполнителями. Организационная структура управления обусловлена целями организации, характером её деятельности, внешним окружением, зависит от реальных лидеров и распределения функций между ними. Способность предприятия быстрее и легче адаптироваться к изменениям на рынке, предложить новые продукты и услуги раньше конкурентов становится главным козырем в конкурентной борьбе.

 

В условиях экономической нестабильности в минувшем году организационно-штатный отдел СЖД осуществлял работу, направленную на совершенствование структуры ОАО «РЖД», железной дороги, а также на подготовку соответствующих нормативных документов. Кроме того, проводилась совместная работа по совершенствованию и оптимизации организационно-штатной структуры с подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенными в границах железной дороги. 

 

В рамках исполнения поручения ОАО «РЖД» от 10 февраля 2012 года № П-ВМ-21 по оптимизации численности работников ОАО «РЖД» в 2012–2015 годах Северной железной дорогой, а также подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД», было выполнено в полном объёме задание по оптимизации административно-управленческого штата (экономический эффект составил более 300 тыс. руб. в месяц).

 

– Какие структурные изменения произошли в  прошедшем году?

 

– В 2014 году  создана Северная химико-техническая лаборатория – структурное подразделение железной дороги (с 1 января 2014 года); упразднена Вологодская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций – структурное подразделение Северной дирекции по управлению терминально-складским комплексом – структурного подразделения Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом – филиала ОАО «РЖД» (март 2014 года), а также упразднены структурные подразделения Северной дирекции по ремонту пути – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала ОАО «РЖД»: путевые машинные станции № 112, № 192, № 195 (приказ ОАО «РЖД» от 1 октября 2014 г. № 66).

 

 

– В июне 2014 года на Северной железной дороге состоялось сетевое совещание по вопросам организационно-штатной работы и совершенствованию организационно-штатной структуры. Напомните, пожалуйста, какие темы обсуждались.

 

– На совещании были рассмотрены результаты деятельности компании за 2013 год и первое полугодие 2014 года, организационно-штатная политика компании на четвёртом этапе реформировании, основные результаты работы по развитию системы управления и повышению эффективности деятельности ОАО «РЖД», задачи на 2015 год по управлению персоналом и оплате труда работников ОАО «РЖД», а также стратегические проекты развития компании: технологический аудит производственной деятельности, обеспеченность компетенциями, программа обучения, технологическая документация.

 

В ходе мероприятия освещались такие важные темы, как организационно-штатная работа на железных дорогах и в филиалах, подходы к оптимизации административно-управленческого персонала, организация деятельности по содержанию зданий, сооружений, выведение отдельных видов деятельности в аутсорсинг с целью снижения экономических издержек. Кстати, эта тема стала предметом обсуждения и на недавно прошедшей панельной дискуссии по реальному сектору экономики на Гайдаровском форуме.

 

Очень актуальными и информативными были доклады руководителей департаментов центрального аппарата, организационно-штатных отделов (секторов) железных дорог и функциональных филиалов ОАО «РЖД» и других представителей функциональных филиалов ОАО «РЖД», структурных подразделений ОАО «РЖД», дочерних зависимых обществ ОАО «РЖД» и организаций-партнёров.

 

 

– Сетевое совещание фактически носило стратегический характер. Какие задачи были поставлены перед работниками организационно-штатных отделов?

 

– В числе первоочередных задач – оптимизация затрат и численности персонала, в том числе административно-управленческого. Поскольку оптимизация – процесс не безграничный, нам совместно с кадровым блоком необходимо искать пути повышения эффективности труда, грамотно и системно распределять имеющиеся ресурсы, направлять основные усилия на поиск резервов.

 

 

– Какие мероприятия были предложены руководством компании в области организационно-штатной работы на ближайшую перспективу?

 

– По итогам совещания в целях реализации единого подхода к формированию организационно-штатной структуры и управлению численностью холдинга президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин дал ряд поручений старшим вице-президентам, вице-президентам – руководителям подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», начальникам железных дорог и руководителям функциональных филиалов.

 

Во исполнение поручения президента компании утверждены весьма важные организационно-распорядительные документы: о типовой структуре органов управления железных дорог; о правомерности установления работнику уровня должностного оклада (тарифной ставки), не соответствующего утверждённому штатным расписанием, и о возможных судебных рисках в подобных случаях, а также ряд рекомендаций по их недопущению и др.

 

Очень актуальным оказался документ об утверждении методических рекомендаций по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) изменений структуры и штатной численности филиалов ОАО «РЖД», в результате работы с которым были унифицированы требования к разрабатываемым ТЭО, что позволяет проводить более тщательный анализ представленных документов в каждой из рассматриваемых ситуаций и своевременно устранять не всегда взвешенные решения (то есть оптимизация ради оптимизации) – последствия структурных преобразований.

 

 

– Какие предложения организационно-штатного отдела уже реализованы на полигоне СЖД?

 

– В адрес начальника Северной железной дороги Василия Билохи как основного представителя РЦКУ, обеспечивающего корпоративную и технологическую координацию деятельности подразделений ОАО «РЖД» и ДЗО, направлено более 40 обращений об изменении структуры и штатной численности.

 

Все обращения рассмотрены в части технологической, экономической и организационно-штатной целесообразности с учётом обеспечения единого технологического процесса и безопасности движения поездов на Северной железной дороге, приняты решения о согласовании ряда предложений, что позволило в 2014 году получить экономический эффект  более 168 млн руб.

 

Эти решения в совокупности позволили железной дороге (РЦКУ) совместно с подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД», осуществляющими свою деятельность в границах железной дороги, оперативно и слаженно решать вопросы как технологического, так и экономического характера в целях недопущения сбоев в эксплуатационной работе полигона железной дороги.

 

Работа над совершенствованием организационной структуры продолжается. Как сказал Дж. К. Лафт, наилучшая структура – та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, а также удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью. К этому стремится руководство СЖД и сотрудники организационно-штатного отдела в тесном взаимоотношении  со всеми подразделениями полигона железной дороги.

 

 

Наша справка

По состоянию на 1 января 2015 года в составе СЖД (РЦКУ) 25 структурных подразделений.

В границах дороги находится 155 структурных подразделений, в том числе 120 структурных подразделений функциональных филиалов, 6 структурных подразделений ОАО «РЖД», 29 структурных подразделений ДЗО.

Штатная численность всех подразделений в границах Северной железной дороги составляет 63509,5 штатных единиц. 

Анна Молчанова

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31