13 ноября 2019 05:37
13 ноября 2019 05:37
фото: Роман Зангиров

Почему горят локомотивы?

На дороге необходим комплекс мер, направленных на снижение количества случаев возгораний тягового подвижного состава


Северная магистраль на протяжении нескольких лет держала печальную пальму первенства по числу пожаров. В большинстве случаев тому виной возгорания на тяговом подвижном составе. Правда, в минувшем году ситуация несколько выправилась, и СЖД из «лидеров» перешла на пятое место на сети, а по пожарам на локомотивах – на второе.

Но вряд ли таким достижением стоит гордиться – количество пожаров на локомотивах остаётся неоправданно высоким. Как рассказал начальник отдела промышленной и пожарной безопасности службы охраны труда и промышленной безопасности СЖД Владимир Галыгин, в 2014 году на дороге произошло 13 пожаров, из них 9 – на тяговом подвижном составе (в 2013-м было 25 и 17, соответственно). Общий ущерб от возгораний составил 3 млн 393 тыс. руб. За три года на Северной возгораний локомотивов произошло больше, чем где-либо на сети, и только в прошлом году во многом благодаря усилиям и реализации решений, принятых на территориальных пожарно-технических комиссиях, удалось снизить их число практически в два раза.

Ответственность за противопожарную безопасность лежит на балансодержателе, что касается локомотивов – на Северной дирекции тяги. Как считает её начальник  Анатолий Крутько, положение обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. По словам Анатолия Александровича, тепловозный парк Северной железной дороги самый старый по году выпуска и самый изношенный на сети. Практически все возгорания произошли на локомотивах марки 2Т10В, которые давно перешли грань допустимого срока службы. Машины требуют большого объёма ремонта, а сервисные предприятия не могут обеспечить его надлежащее качество. Впрочем, признаёт начальник дирекции, доля вины лежит и на локомотивных бригадах, которые не прожигают двигатель при простое, не гоняют дизель на позициях. В результате в выхлопном  тракте  скапливается масло, которое потом и воспламеняется.

По словам главного инженера дирекции тяги Сергея Смертина, в минувшем году был изменён сам подход к обеспечению пожарной безопасности. Был проведён тщательный анализ всех случаев возгораний, и на его основании определены наиболее уязвимые узлы локомотива: турбокомпрессоры, главные генераторы и кабели, ведущие к высоковольтным камерам. Их исправности было уделено особое внимание.

В депо Печора, самом проблемном на дороге, давшем в прошлом году шесть случаев пожаров на локомотивах, был проведён эксперимент по повышению уровня пожарной безопасности. В частности, дымовые датчики установили в непосредственной близости от «узлов риска», брезентовые воздуховоды пропитали невозгораемой жидкостью и приняли ряд других мер. Этот опыт намерены распространить на всю дирекцию.

Однако, по мнению Владимира Галыгина, львиная доля вины лежит на сервисных депо. Хотя после передачи ремонта на сервисное обслуживание ситуация заметно улучшилась, качество ремонта пока нельзя считать удовлетворительным. Причём здесь явно прослеживается роль человеческого фактора. Наглядный пример – локомотивное депо Иваново.

На локомотивах приписки этого депо происходило столько пожаров,  что могло сравниться по их количеству с иной дорогой. А в минувшем году там не допустили ни одного. Это связано не только с обновлением приписного парка локомотивов, но и с работой, проделанной командно-инструкторским составом как эксплуатационного, так и сервисного ремонтного депо. Там усилили контроль над содержанием локомотива в пути следования, в ПТО, следили за  устранением подтёков масла и топлива, а главное, ввели личную ответственность мастеров и бригадиров за пожарную безопасность конкретных наиболее уязвимых в этом отношении узлов после выхода локомотивов с плановых видов ремонта.

По словам заместителя директора филиала «Северо-Западный» ОАО «ТМХ-Сервис», начальника управления по СЖД Андрея Чтяна, эта проблема в числе приоритетных. Он подтверждает слова Анатолия Крутько об изношенности локомотивного парка. С целью повышения технического состояния локомотивов ООО «ТМХ-Сервис» разработало и осуществило собственную инвестиционную программу, в рамках которой в течение 2014 года произведена закупка нового технологического оборудования и инструмента на общую сумму 38 млн руб. И хотя идёт существенное снижение возгораний локомотивов, приняты многочисленные меры для дальнейшего их снижения.

Андрей Чтян рассказал, что на основании проведённого анализа случаев возгораний локомотивов разработаны адресные мероприятия по приведению узлов и агрегатов, являющихся очагами возгорания, к надлежащему техническому состоянию. Также обеспечено выполнение мероприятий ОАО «РЖД» по пожарной безопасности тягового подвижного состава, утверждённых вице-президентом Алексеем Воротилкиным. Обеспечено снабжение сервисных локомотивных депо необходимым переходным запасом линейного оборудования и запасных частей для ремонта локомотивов. Полностью исключена эксплуатация локомотивов с перепробегами от плановых ТО-3 и ТР-1, поставлена задача в течение первого квартала 2015 года исключить перепробеги локомотивов между плановыми ТР-2 и ТР-3. Активно идёт ротация машин, при поступлении в парк Северной дирекции тяги новых (2ТЭ116УД) тепловозов производится списание локомотивов, выработавших свой срок службы и не обеспечивающих необходимую надёжность в эксплуатации.

При этом с целью оздоровления парка локомотивов в условиях депо идут крупные виды ремонта, уже проведена работа на 25 секциях тепловозов при плане 8 секций. В заводских условиях произведена модернизация локомотива с продлением срока службы на восьми секциях тепловозов, в ходе которого сделана замена устаревших и ненадёжных дизелей типа 10Д100 на более совершенные дизели типа Д49. В дополнение к работам по повышению надёжности локомотивов заключены договоры на восстановление и ремонт систем пожарной безопасности всего приписного парка локомотивов Северной дирекции тяги.

Отметим, что дорога весьма неплохо укомплектована как средствами пожаротушения, так и высокопрофессиональным составом огнеборцев. Как рассказал заместитель директора филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Северной железной дороге, главный инспектор по пожарному надзору Евгений Шевченко, на СЖД действуют 19 пожарных поездов. В прошлом году они участвовали в тушении 53 пожаров и ликвидации 18 случаев чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с программой переоснащения пожарных поездов, принятой ОАО «РЖД», в филиал ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге в 2014 году поступил новый пожарный поезд на станцию Сольвычегодск, ранее пришли новые поезда на станции Иваново и Ярославль-Главный. В этом году ожидается поступление двух новых поездов в Лосту и Сосногорск. Однако, согласитесь, бороться с последствиями всегда тяжелее, чем не допускать их.

По словам Владимира Галыгина, в наступившем году необходимо приложить все усилия для наметившейся тенденции к снижению количества пожаров, особенно на тяговом подвижном составе. Для этого нужно прежде всего усилить контроль над качеством ремонта со стороны как сервисных депо, так и эксплуатационных при приёмке локомотивов. А ещё тщательно проверить обеспечение пожарной безопасности на всех постах ЭЦ, поскольку в конце года произошёл пожар в релейной на станции Каримово. Пусть ущерб был и не очень значительным, но он привёл к временному выходу из строя всей станции, нарушению перевозочного процесса, срыву графика движения поездов и недопустимым непроизводственным потерям. Также, не дожидаясь летнего пожароопасного сезона, необходимо обеспечить безопасность всех объектов инфраструктуры, особенно полосы отвода.

– Обеспечение пожарной безопасности должно стать делом каждого работника железной дороги,– отметил Владимир Галыгин. – Необходимо создать атмосферу нетерпимости ко всем фактам её нарушения.
Владимир Савичев

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31