17 ноября 2019 08:53
17 ноября 2019 08:53
фото: Роман Зангиров

Время корректирует планы

Северная дорога выполнила бюджетные параметры, однако правила «игры» рынка изменились. Комментирует Илья Чубачин, начальник службы экономики и финансов СЖД

Работая в условиях ухудшающейся макроэкономической конъюнктуры и возрастающей геополитической напряжённости, «нулевой» индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, снижения динамики внутреннего и внешнего спроса и, соответственно, объёмов производства во всех секторах экономики, замедления темпов роста промышленного производства и внутреннего валового продукта, СЖД обеспечила в 2014 году заданные бюджетные параметры по перевозке грузов и пассажиров с надлежащим качеством использования подвижного состава.  


– Илья Александрович, по каким основным показателям можно судить о том, что магистраль обеспечила в 2014 году заданные бюджетные параметры?

 

– Во-первых, это показатель приведённой продукции, установленный Правлением. Он выполнен на 100,7%.

 

Также в условиях сложной эксплуатационной ситуации дорога выполнила задание по качественным показателям использования подвижного состава: средний вес поезда брутто выполнен на 101% к плану (101,2% к отчёту 2013 года), среднесуточная производительность локомотива рабочего парка составила 112,1% к плану (114,6% к отчёту прошлого года), участковая скорость – 104,3% к плану (107,8% к отчёту 2013 года).

 

В течение года велась целенаправленная работа по оптимизации численности персонала. Это позволило перевыполнить показатель по производительности труда на 3,5% к плану (рост к прошлому году увеличен на 10,3%).

 

Эксплуатационные расходы предприятий полигона дороги составили 75,4 млрд руб., или 99,4% к плану, с эффективной себестоимостью перевозок 97% к заданию.

 

 

– Что помогло обеспечить стабильность финансово-экономического положения на полигоне дороги в 2014 году?

 

– В течение прошлого года на СЖД действовала программа мероприятий, направленная на снижение производственных издержек, разработанная в соответствии с поручением президента ОАО «РЖД» от 26 мая 2012 года № ПП-68. Объём оптимизации расходов по региону составил 1,3 млрд руб., в том числе по основным дирекциям: в Северной дирекции инфраструктуры – 0,5 млрд руб., Северной дирекции по ремонту пути – 0,4 млрд руб., Северной дирекции тяги – 0,1 млрд руб., Северной дирекции по ремонту ТПС – 0,1 млрд руб. 

 

Для выполнения поручений правления ОАО «РЖД» от 17-18 декабря 2013 года № 45 в 2014 году было установлено задание по снижению непроизводительных потерь. В целом по региону дороги непроизводительные потери снижены на 2,6 млрд руб. (более чем на 50%). Наибольший вклад в достижение результата внесли: Северная дирекция тяги – 0,9 млрд руб. (снижение на 30,4% к факту 2013 года), Северная дирекция управления движением – 0,8 млрд руб. (снижение – 97,9%), Северная дирекция по ремонту пути – 0,3 млрд руб. (снижение – 96,2%), Северная дирекция по ремонту пути – 0,4 млрд руб. (снижение – 74,7%), Северная дирекция инфраструктуры – 0,2 млрд руб. (снижение – 81,4%).

 

Основное снижение непроизводительных расходов сложилось по следующим направлениям: потери от нерационального использования локомотивных бригад – 309 млн руб. (–32,4%), потери ТЭР – 503 млн руб. (–25,6%), потери от неплановых ремонтов локомотивов и превышения норматива простоев – 250 млн руб. (–97,1%), потери от невыполнения качественных показателей – 1469 млн руб. (–100%).

 

 

– Помогают ли мотивационные механизмы в решении ряда важных финансовых и производственных задач? 

 

– В прошлом году утверждён порядок формирования и использования мотивационного ресурса, направленного на снижение затрат. Из фонда начальника СЖД поощрены более 8,5 тыс. человек на сумму 60 млн руб. Средний размер премии составил 7,2 тыс. руб. Но мы имеем достаточно нереализованных резервов в использовании данного инструмента, прежде всего как рычага, стимулирующего снижение реальных потерь. Изменив принципы мотивации, мы сможем значительно повысить персональную ответственность работника в направлении регулирования уровня непроизводительных расходов на каждом рабочем месте. В этом суть точечной, адресной мотивации, эффективность которой неоспоримо выше, чем у принципа «коллективного поощрения».

 

На протяжении 2014 года продолжалась работа по совершенствованию приёмов, механизмов корпоративного управления, одним из которых стал бюджетный комитет железной дороги, который как инструмент управления увязывает качественные, объёмные и стоимостные показатели бюджетов филиалов, координирует планы по срокам выполнения, что позволяет оптимизировать общие затраты. В феврале 2014 года бюджетный комитет дороги предложил корректировку параметров бюджетов производства и затрат в части перевозочных видов деятельности на 2014 год в связи с передачей работ по лубрикации от Северной дирекции тяги в Северную дирекцию инфраструктуры, которую утвердил бюджетный комитет ОАО «РЖД». В ноябре на заседании комитета рассмотрены бюджеты затрат дирекций тяги, инфраструктуры и управления движением на 2015 год. На планируемые объёмы работ бюджеты признаны сбалансированными.

 

 

– В целях соблюдения единых корпоративных принципов организации финансово-экономической работы на дороге был создан комитет по финансово-экономической политике региональной оперативной комиссии. Каковы результаты работы комитета? Какие задачи стоят перед ним в 2015 году?

 

– В 2014 году на этой площадке удалось коллегиально урегулировать вопрос возмещения убытков Северной дирекции инфраструктуры за выполнение работ по ремонту запчастей грузовых вагонов и колёсных пар ВРК, оплаты дебиторской задолженности 2012–2014 гг. ВРК перед Северной дирекцией по тепловодоснабжению и ряд других. Накопленный опыт по координации взаимодействия региональных подразделений функциональных филиалов и ДЗО на полигоне СЖД в 2015 году должен стать залогом повышения эффективности использования потенциала РОК. Предметом рассмотрения комиссии в 2015 году должно стать отсутствие единого для  ОАО «РЖД» и иных собственников подвижного состава прейскуранта цен на ремонт линейного оборудования. Неопределённость в данном вопросе приведёт к снижению доходной составляющей холдинга ОАО «РЖД» от услуг по ТОР вагонов собственников из-за заключения ими прямых договоров с вагоноремонтными компаниями на ремонт колёсных пар по более низким ценам.

 

 

– Какие задачи на 2015 год поставило Правление ОАО «РЖД» перед финансово-экономическим блоком компании?

 

– Это, прежде всего, задачи по строгому соблюдению бюджетной дисциплины и исполнению производственных планов путём организации работы по управлению издержками и поиску резервов экономии, повышению доходности бизнес процессов, соблюдению расчётно-финансовой дисциплины, реализации своевременной и взвешенной ценовой политики посредством сокращения закупочных цен по наиболее существенным позициям, снижению непроизводительных потерь, росту производительности труда за счёт внедрения прогрессивных технологий и применения принципов БП. Необходимо продолжить результативную реализацию Программы мероприятий по повышению эффективности деятельности ОАО «РЖД» на период 2013–2015 гг. и среднесрочных стабилизационных программ на период до 2017 года.

 

В условиях сложной экономической ситуации запланировано снижение объёмов погрузки. По полигону дороги план погрузки на 2015 год составил 61,4 млн тонн, снижение к факту 2014 года – на 2,3%. Несмотря на снижение погрузки с учётом принятого решения по индексации тарифов, начисление выручки Северным ТЦФТО предусмотрено в размере 57 млрд руб., с ростом к 2014 году на 9,1%.

 

В условиях сохранения рисков уменьшения экспортного потенциала тарифный грузооборот составит 205,7 млрд т-км, с ростом к 2014 году на 0,7%. Пассажирооборот на 2015 год задан в объёме 5,7 млрд пасс.-км со снижением к 2014 году на 8,5%.

 

Первостепенными задачами в части выполнения бюджетных качественных показателей использования подвижного состава в 2015 году должно стать максимальное использование пропускных способностей инфраструктуры и обеспечение участковой скорости на уровне не ниже 36,6 км/ч (101,7% к 2014 году), среднего веса поезда – 3863 тонны (100% к 2014 году), среднесуточной производительности локомотива рабочего парка – 1916 тыс. т-км (100,2% к уровню прошлого года).

 

Сохраняют актуальность задачи повышения эффективности работы и разработка плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда. Предусмотрен рост производительности труда по полигону дороги на 3,5%. 

 

Уверен, мы справимся с поставленными задачами и обеспечим выполнение бюджетных заданий.

Екатерина Туркина

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31