Утро в музее

Как выглядели первые сигнальные огни на железной дороге и как связан известный космонавт с Южно-Уральской магистралью? Об этом рассказали активисты совета молодёжи Петропавловского отделения ЮУЖД школьникам 15 июля на экскурсии.
На летних каникулах это уже не первый культурный поход для ребят на предприятия магистрали: в дистанцию сигнализации, централизации и блокировки ШЧ-2 и локомотивное депо ТЧ-12. Цикл экскурсий было решено организовать для детей, отдыхающих в санатории «Транссиб». Около полусотни детей смогли прикоснуться к истории железнодорожного транспорта.

Первым для ребят открыл свои двери музей дистанции сигнализации, централизации и блокировки Петропавловского отделения ЮУЖД. Погружение в историю железных дорог России началось с паровоза Черепановых. Его макет представлен в одной из витрин музея. Рядом – документы и фотографии, которые рассказывают о строительстве первых магистралей в нашей стране, а специальный макет позволяет понять устройство и принцип работы паровой машины.

Больше всего школьникам понравился электрический телеграф. Аппарат Морзе впервые был устроен на Царскосельской железной дороге в 1847 году. Пробный экспонат не прошёл испытания и был повреждён от удара молнии. И лишь спустя девять лет телеграф стал использоваться для связи между станциями и организации движения в экстренных случаях. А уже в 1856 году согласно правилам движения было предписано устроить на каждой станции особые комнаты для телеграфа. Ребята с большим интересом смотрели на аппарат, который был изобретён почти 180 лет назад, и удивлялись, что он актуален даже в наше время, ведь его до сих пор используют для радиосвязи. Каждый из экскурсантов захотел попробовать отбивать на нём знаки морзянки. Другие экспонаты музея – старинные телефонные аппараты – стали объектами для селфи. На экскурсии школьники узнали, что сигнализация помогает не только регулировать движение поездов, но и обеспечивает безопасность движения. По словам хранителей музея, железнодорожная сигнализация прошла долгий, сложный и порой противоречивый путь развития от первых простейших ручных сигналов до сигнальных устройств, управляемых современными автоматическими релейными и микропроцессорными системами. Многие годы для обеспечения безопасности движения на дороге применялись ручные сигнальные фонари. Ими снабжали кючевых сторожей, в обязанности которых входило зажигать фонари перед проездом каждого поезда. Они служили сигналом того, что путь свободен. 

– В течение летних месяцев было запланировано ещё два познавательных похода в музеи, где школьники смогут познакомиться с историей Южно-Уральской железной дороги. Но сегодня экскурсии пока под вопросом в связи с ограничительными мерами, – сказала бухгалтер отдела материально-технического снабжения Петропавловского отделения ЮУЖД Марина Потапова. – Посещение музея детям очень понравилось. У некоторых ребят возникло желание прийти повторно и пригласить своих родителей. Здесь собраны поистине уникальные экспонаты прошлого. Примечательно и то, что некоторые предметы можно трогать руками, а для детей это очень важно: им хочется всё покрутить, понажимать на кнопки, досконально посмотреть.

В музее локомотивного депо Петропавловск школьникам рассказали о легендарном лётчике-космонавте Владимире Шаталове. Его жизнь была связана с Петропавловском. Владимир Александрович родился и вырос здесь, в семье железнодорожников. Несколько историй ребята услышали и о героях-железнодорожниках, которые сражались в годы Великой Отечественной войны.

– Эти экскурсии можно рассматривать и в плане профессиональной ориентации, и просто как познавательные мероприятия, – отметила Марина Потапова. – Они проходят с соблюдением мер безопасности, с использованием индивидуальных средств защиты. Мы рады, что детям понравилось у нас. В наше время подрастающее поколение сложно увлечь чем-то обычным. В цифровой век многие дети неотрывно сидят в гаджетах, и мы стараемся оторвать их от виртуальной реальности.

Время на экскурсии пролетело незаметно и с пользой для ребят. 

Ещё больше интересных новостей в нашем Телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! 

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзен».
Сергей Зыболов
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/