26 октября 2021 08:40

26 октября 2021 08:40

Дорога, которой нет

Малоизвестная стальная магистраль горнорабочего Урала имеет шансы возродиться

Ни на одной современной карте не найдёшь Западно-Уральской железной дороги. А между тем именно так называется группа в соцсети «ВКонтакте», создатели которой ставят своей целью превращение забытой ветки в новый туристический маршрут. По их мнению, он обеспечит и рабочие места, и постоянный приток людей, интересующихся историей и природой Урала. Привлекательность этого направления в том, что старинная стальная магистраль проходит по живописнейшей горной местности вблизи национальных и природных парков Челябинской, Свердловской областей и Пермского края.
Западно-Уральская железная дорога – дореволюционное название горнозаводской ветки Калино (Лысьва) – Бакал. Своё начало маршрут берёт неподалёку от реки Чусовой в Пермском крае, чьи пороги и отвесные скальные берега поражают воображение, и идёт на юг, к южноуральскому городу Бакалу, где рукой подать до нацпарка «Зюраткуль». Построенная при содействии заводчика графа Петра Шувалова дорога весь XX век использовалась и в промышленных целях, и для перевозки людей. Но к 90-м годам прошлого столетия построенные ещё в XVIII веке Лысьвенский и Уткинский металлургические заводы, Михайловский и Нязепетровский железоделательные заводы XIX века, к нашему времени давно устаревшие, снизили объёмы производства до минимума, а многие жители городов и посёлков этой местности переехали в Челябинск и его окрестности. Постепенно пассажиропоток упал, и в 2012 году было принято решение свернуть движение негрузовых поездов на направлении Бердяуш – Михайловский завод. Так красоты старого заводского Урала стали доступны только автомобилистам.

Начиная с прошлого года, в связи с неблагоприятной эпидемической обстановкой в мире и закрытием границ между странами начал активнее развиваться внутренний туризм, экологическая повестка развернула общество в сторону нетронутых уголков природы, и общая мода на ретростилистику только усилила желание узнать родную страну получше. Именно в этот момент активисты из Нязепетровска создали сообщество, в котором начали рассказывать о красотах своей железной дороги, чтобы обратить внимание на незаслуженно забытые заповедные места. Девиз у создателей прост: «Навалиться всем миром и вернуть движение на этом участке». Среди участников группы – бывшие и настоящие работники железной дороги, кадровики, машинисты и не только. Хватает и восторженных энтузиастов, любителей паровозной романтики.

За сравнительно небольшое время существования в группе выложен уникальный материал: и старинные фотографии, охватывающие весь XX век с момента строительства дороги, и архивные фото подписчиков, и недавние изображения, как профессиональные, так и любительские, ярко иллюстрирующие уральскую гармонию природы и технического прогресса. Также на страничке можно найти материалы о местных достопримечательностях, таких как Сказовские пещеры и один из первых железоделательных заводов на Урале в Нязепетровском районе; Сонькина лагуна и старейшая, действовавшая с 1910 до 2017 года ГЭС «Пороги» в Саткинском. Такая информация дополнительно мотивирует членов сообщества участвовать в кампании по восстановлению движения.

Узнав об инициативе, приехать и помочь с медийным освещением проекта выразили желание творческие коллективы блогеров, специализирующиеся на популяризации транспортного движения и экзотических поездок по России, – петербургская студия SsVMedia и екатеринбургская команда «Бесконечное приближение». Привлечение представителей медиасферы разного калибра не случайно, ведь на одном восстановленном пригородном сообщении далеко не уедешь.

Активисты намерены убедить инстанции сделать маршрут Западно-Уральской железной дороги межрегиональным пилотным туристическим проектом, например из Екатеринбурга в Бакал. Выбор столицы Урала как исходной точки тура они объясняют большим пассажиропотоком и широкими возможностями для инвестиций в данное направление в Свердловской области. Играет свою роль и близость к маршруту популярного у туристов природного парка «Оленьи Ручьи» в Нижнесергинском районе и южноуральского национального парка «Таганай».

Воплощать благородную идею продвижения родного края энтузиасты начали с переговоров с представителями южноуральской администрации. На сегодняшний день они заручились поддержкой Центра развития туризма и министерства экономического развития Челябинской области. Так, заместитель министра экономического развития Челябинской области Андрей Минченко ещё в марте этого года положительно оценил перспективу создания подобного круизного пути.

– Инициатива энтузиастов и краеведов очень интересна, так как эта железнодорожная ветка проходит по очень живописным природным локациям с богатой историей, – подтвердили нам в минэкономразвития Челябинской области. – Есть возможность делать остановки для фотографирования и радиальные экскурсии. Плюс это направление не так загружено, в отличие от Транссиба, то есть тео-ретически может использоваться для туров на паровой тяге. И, конечно, особенно важно, что это межрегиональный маршрут, подчёркивающий самые яркие стороны туристической макротерритории Большого Урала.

Стало быть, все факторы для успешной реализации туристического продукта присутствуют. Но, как отмечает ведомство, вопрос состоит в ценовой доступности услуги для конечного потребителя. А значит, последнее слово – за железной дорогой.

Дело в том, что сама по себе идея паровозного маршрута по этой ветке не нова. В конце 80-х – начале 90-х годов пользовались популярностью у туристов со всего мира ретротуры «Восток-Экспресс» фирмы «Интертрек», путь следования которых пролегал и по Западно-Уральской железной дороге. По словам администратора группы Андрея Мартынова, ему со школы запомнилось появление пожилой пары американцев в Нязепетровске, подаривших ему сборник детективов «за хорошее знание языка». Но к середине 90-х коммерческая деятельность «Интертрека» сошла на нет.

– Несмотря на то что в настоящее время на южном участке, до Михайловского завода, поезда ходят не часто, дорога поддерживается в рабочем состоянии, – уверенно доказывает Андрей Мартынов. – Вот пример: когда недавно было ЧП под Златоустом, состав до Екатеринбурга пустили как раз по ветке Бердяуш – Нязепетровск. И поезд сумел нагнать время опоздания с разницей всего в 15-20 минут. А это значит, что состояние дороги вполне позволяет пустить туристический поезд, который ходил бы по выходным, раза два в неделю.

Сейчас есть все предпосылки к тому, чтобы это направление развивалось. В настоящее время компания «РЖД-тур» реализует программу развития внутреннего туризма, активно запуская паровозные ретротуры по всей стране.

В начале мая этого года по всему Уралу двигались «Поезда Победы» серии П36, ЛВ. Прибытие паровозов в малые города и мегаполисы радовало всех отмечавших День Победы. И это не единичные мероприятия: подобные поезда курсируют в преддверии 9 Мая с 2007 года из Челябинска в Кыштым. Как ранее писал «Призыв», 8 мая этот маршрут был протестирован в качестве туристического. А за месяц до этого, в апреле, на Оренбургском направлении состоялся пробный запуск ретропоезда Оренбург – Чёрный Отрог, приуроченный к открытию музея Виктора Черномырдина. Так что положительная тенденция видна, и шансы на появление нового интересного и живописного маршрута со своей историей только возрастают.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в https://zen.yandex.ru/gudok.ru?lang=ru&clid=101
Лев Акимов