09 августа 2020 05:45

09 августа 2020 05:45

Специальный проект 'Под знаком качества'

Диагностика – залог безопасности

В конце июня Южно-Уральская железная дорога получила патент на устройство для диагностики неисправности токоприёмников локомотивов. Конструкция была разработана специалистами отдела электроники дорожного конструкторско-технологического бюро по заказу Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению.
Новые устройства призваны выявлять среди заходящих на Южно-Уральскую магистраль локомотивы с неисправными токоприёмниками, тем самым позволяя предотвратить случаи повреждения контактной сети. Сегодня устройство проходит опытную эксплуатацию на стыке с соседней Куйбышевской магистралью на перегоне Ерал – Кропачёво.

– Принцип, положенный в основу данного способа диагностики, состоит в отслеживании ускорения и перемещения контактного провода при взаимодействии с токоприёмником вследствие каких-либо повреждений узлов токоприёмника, – отметил начальник отдела электроники Дорожного конструкторско-технологического бюро Вадим Лелеков.– Процесс диагностики осуществляется в автоматическом режиме, что намного облегчает выявление неисправных локомотивов.

Корпус устройства изготавливается из ударопрочного пластика и крепится к контактному проводу при помощи стандартных крепёжных устройств – струновых зажимов и скобы. Питание устройства осуществляется от литий-тионилхлоридной батареи. Процесс обнаружения неисправного токоприёмника происходит с помощью датчика в момент прохождения поезда. Датчик положения имеет в своём составе микроконтроллер, трёхосевой акселерометр и трёхосевой гироскоп для определения изменения координат.

При нормальном техническом состоянии токоприёмника значительных вибраций и перемещений контактного провода в горизонтальной, вертикальной и продольной плоскостях не происходит.

При прохождении поезда вибрация от контактного провода измеряется с помощью акселерометра и сравнивается с предельно допустимыми величинами вибрации, заложенными в микроконтроллер. Отклонение – значит, налицо неисправность. В случае незначительного превышения этих значений сигнал «Тревога» мгновенно транслируется энергодиспетчеру для принятия экстренных мер по остановке состава и устранению повреждения токоприёмика. В зависимости от степени неисправности решается вопрос о срочных ремонтных работах на месте либо об отправке локомотива в депо.

– Преимущества данного устройства очевидны, – говорит Вадим Лелеков. – Оно позволяет мгновенно выявлять неисправные локомотивы. Своевременная диагностика предотвращает обрыв контактного провода, а также повышает безопасность движения на магистрали.
Сергей Зыболов