09 августа 2020 05:22

09 августа 2020 05:22

Специальный проект 'Под знаком качества'

Под надёжной защитой

Инженер эксплуатационного вагонного депо Карталы Роман Терентьев придумал устройство для защиты от коротких всплесков напряжения блоков питания и управления автоматизированной системы диагностики тормозов грузовых вагонов. При затратах в 300 рублей планируемый экономический эффект – 312 тысяч.
Шесть лет назад на станции Карталы-2 была сдана в эксплуатацию автоматизированная система диагностики тормозов грузовых составов (АСДТ), которая позволила проводить полное опробование тормозов вагонов без участия электровоза.

– В ходе эксплуатации выявились существенные конструктивные недостатки. Во время грозы или кратковременных скачков напряжения в сети 220 В выходят из строя отдельные узлы оборудования. Так за три года пришли в негодность пять электронных контроллеров блоков управления АСДТ, три датчика давления воздуха и два преобразователя давления воздуха. Это привело не только к существенному материальному ущербу, но и к росту отказов технических средств,– рассказывает главный инженер эксплуатационного вагонного депо Карталы Бакыт Мурзабаев.

Проблему помог решить инженер АСУ Роман Терентьев. Он работает в эксплуатационном вагонном депо Карталы всего три года. Увлекается радиоэлектроникой. На его счету несколько интересных разработок, которые были представлены на выставках в Москве. Вот и на этот раз рационализатор собрал устройство, которое защищает блоки питания и управление автоматизированной системы диагностики тормозов от грозовых разрядов и скачков напряжения. Устройство изготовлено из текстолитовой платы, на которой находятся активные радиоэлектронные компоненты. Оно располагается  внутри распаячной  коробки, которая крепится внутри контейнера на стену, где установлены блоки управления АСДТ. К выводам подключается стандартный кабель питания в разрыв между источником бесперебойного питания и проводом, идущим к сети 220 В. Активное заземление присоединяется к контакту с помощью винтовых зажимных клемм.

Устройство Терентьева предназначено для защиты оборудования, подключенного к линиям электропитания переменного тока 220 В от наведенных напряжений, вызванных электромагнитными импульсами высоких энергий во время грозы, перенапряжения по причине индуктивных наводок на длинные сети электропитания. При изменении тока в одном из проводников, имеющем связь с другими проводниками, в них возникает индуктивное напряжение. Индуктивная наводка имеет прямую зависимость от длины сети электропитания и зачастую является причиной выхода из строя оборудования. 

– Создавая устройство для защиты, я ничего особо нового не придумал. Все детали можно купить в любом магазине, и стоят они буквально копейки, – делится рационализатор.

Действительно, затраты оказались минимальными – всего 300 рублей. Но зато экономический эффект превзошёл все ожидания. Планируемая сумма – 312 421 рубль. Расчёт производился на одну установку автоматизированной системы диагностики тормозов грузовых вагонов. Устройство прошло необходимое согласование с энергетиками и допущено к эксплуатации.

Главный инженер эксплуатационного вагонного депо Бакыт Мурзабаев уверен, что данное устройство позволит эффективно обезопасить сети электропитания и подключённое к ним оборудование, сможет предупредить аварийную ситуацию и максимально снизить повреждения, даже в случае прямого попадания разряда молнии. Высокую оценку это рационализаторское предложение получило в инженерной службе вагонного хозяйства.

– Интересное, а главное – своевременное решение.  Его применение поможет заметно снизить отказы оборудования. Планируем внедрение этого устройства на всём полигоне дороги. Данный проект участвовал в конкурсе «Новое звено – 2020» и получил наибольшее количество голосов экспертов на дороге и прошёл на рассмотрение экспертной группы в Москве, – говорит главный инженер службы вагонного хозяйства Вячеслав Сыпалов.
Вячеслав Чеботько