30 мая 2020 14:57

30 мая 2020 14:57

фото: Вячеслав Чеботько

Потребность помогать

Только в прошлом году он дал путёвку в жизнь пятерым молодым работникам

Осмотрщику-ремонтнику эксплуатационного вагонного депо Карталы Николаю Андрееву присвоено звание «Лучший наставник Южно-Уральской дирекции инфраструктуры».
– Николай Вячеславович – профессионал высокого уровня. И он с удовольствием передаёт накопленный опыт тем, кто впервые переступил порог вагонного депо и решил посвятить себя нелёгкой профессии осмотрщика. Когда приходят новички, то стараемся направить их по возможности в его смену. Он не только научит всему, что умеет сам, но и в любую минуту придёт на помощь тем, кого кода-то наставлял, как говорится, на путь истинный, – говорит заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Карталы по кадрам и социальным вопросам Наталья Кириллова.

Николай Андреев считается одним из самых опытных работников предприятия. В общей сложности отработал в депо 31 год. Сейчас уже на пенсии, но продолжает достойно выполнять профессиональные обязанности.

Николай Вячеславович из семьи потомственных железнодорожников. Отец был слесарем по ремонту локомотивов, а мать осмотрщиком-автоматчиком в вагонном депо. Сын предпочёл профессию вагонника.

– Устроился в вагонное депо в 1989 году. Чего там скрывать, я был просто человек с улицы. Профильного образования нет, за плечами только служба в армии. А мне очень хотелось стать настоящим осмотрщиком и самостоятельно искать дефекты. Взяли меня тогда слесарем, начинал с азов. Не просто бездумно ходил за осмотрщиком и уст­ранял выявленные им неисправности в вагоне, а внимательно следил за его действиями, – вспоминает начало трудовой деятельности Николай ­Андреев.

В качестве слесаря отработал три года и в 1992 году, после сдачи экзаменов, стал осмотрщиком вагонов. Но на этом не успокоился. Постоянно работал над повышением профессионального уровня, старался быть в курсе новых технологий и методов осмотра вагонов, не стеснялся советоваться со знающими людьми. А с опытом пришли и навыки, которые помогали искать неисправности и дефекты, угрожающие безопасности движения поездов. Регулярно находил трещины в колёсах, выявлял дефекты в боковых рамах и других частях вагона. Сейчас он осмотрщик-ремонтник шестого разряда и является своего рода универсалом.

Профессия осмотрщика не из лёгких, выполнять обязанности приходится в зоне повышенной опасности, в дождь, в снег и жару. К тому же ответственность огромная. Ведь он – та последняя инстанция, которая даёт «добро» на дальнейшее движение вагона и тем самым гарантирует безопасность.

– Когда любишь и знаешь работу, она никогда не будет в тягость. В противном случае по достижении пенсионного возраста сразу же ушёл бы отдыхать. А вот ответственность – это действительно тяжело. Самое главное, чтобы осмотренный вагон проследовал гарантийный участок без замечаний. Вот за это волнуешься, – говорит ветеран депо.

С годами и накопленным опытом у Николая Андреева возникла потребность помогать другим. Так у него появился ещё и статус наставника, который стал существенным дополнением ко всем его профессиональным достоинствам. К примеру, только в прошлом году он дал путёвку в жизнь пятерым осмотрщикам-ремонтникам.

– Знаете, когда почувствовал себя полноценным осмотрщиком? Только тогда, когда прошёл «курс молодого бойца» у опытного осмотрщика Николая Ивановича Князкова.

Это был мой первый наставник. Он своими советами заложил во мне прочный профессиональный фундамент и помог стать настоящим осмотрщиком. На всю жизнь запомнил его уроки. Очень скрупулёзно учил всему, что знал сам. Меня с ним связывает многолетняя дружба. До сих пор продолжаем общаться и поддерживать отношения, – подчёркивает мой собеседник.

Николай Андреев считает, что огромное значение для дальнейшего профессионального роста начинающего вагонника имеет то, к кому он попадёт в начале трудовой карьеры. И для своих учеников он старается быть не только примером настоящего мастера своего дела, но и хорошим учителем, который помогает войти в профессию, как когда-то помогли ему. 

– Новичок со мной должен отработать 14 смен. Времени отводится не так уж много, а хочется, чтобы он поскорее освоился. Требую от него, чтобы ходил за мной как привязанный и впитывал всё, как губка, – говорит Андреев.

Ученик – это своего рода лицо наставника. Николай Вячеславович испытывает законную гордость за своих подопечных. После стажировки они сдают экзамены с первого раза. Это говорит о том, что усилия наставника не прошли даром. А начав работать самостоятельно, не теряют связь и в сложный момент обращаются к нему за советом.

– Привить первоначальные навыки можно любому новичку. Но главное – наставник должен ещё и научить любить выбранное дело. А вот это сделать уже намного сложнее. Но только такой подход может послужить толчком к дальнейшему совершенствованию в профессии, – заключает Николай Андреев.

За добросовестный труд осмотрщик-ремонтник Николай Андреев не раз поощрялся руководством. Он награждён Почётными грамотами ОАО «РЖД» и губернатора Челябинской области. Ему объявлена благодарность начальника ЮУЖД. Присвоено звание «Лучший общественный инспектор». Также Андреев становился победителем профессиональных конкурсов на уровне отделения дороги. А в заключение своей трудовой деятельности стал ещё и лучшим наставником Южно-Уральской дирекции инфраструктуры.
Вячеслав Чеботько