17 февраля 2020 22:33

17 февраля 2020 22:33

Связующая нить

В том, что экспозиция будет по-своему уникальна, её основатель не сомневается

В память об отце – работнике Южно-Уральской магистрали, участнике Великой Отечественной войны – его сын решил создать музей истории ветки Шадринск – Синара и для этого выкупил «железнодорожный дом».
Виктор Лукиных – человек незаурядный. В своё время он немало поколесил на велосипеде по стране, побывал со своим двухколёсным другом и за рубежом. А потом увлёкся воссозданием железнодорожной истории уральского края. И на этом пути вполне преуспел: сегодня ветеран правоохранительных органов и заместитель председателя городской общественной палаты удостоен очень редкого звания – он член Русского Географического общества. Таких людей в Шадринске всего четверо. Но главное – на своём историческом пути он нашёл «железнодорожный дом»…

Кто именно его построил, доподлинно неизвестно. Но сделано это было на славу: отменно, прочно, надёжно. Шутка ли: возведённый в начале прошлого века дом пережил войны, революции, разруху и восстановление страны, принимал в своих стенах живых участников истории нашей России.

– Изначально домик был построен как админист­ративное здание на разъезде 208-й километр. Он являлся своего рода местным «деловым центром». Удивительный по тем временам факт: здесь работали радио и телефон. В этом здании бывал знаменитый шадринский купец Александр Лещёв, по­святивший 20 лет жизни строительству железной дороги. Посещал его и писатель, исследователь русского севера Константин Носилов, – рассказывает Виктор Лукиных.

Дом железнодорожника принимал в своих стенах и множество других людей, оставивших свой след в истории Шадринска. Вполне возможно, что здесь бывал и великий русский писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк. Его повесть «Охонины брови» написана именно по следам путешествия по шадринскому краю.

– Вот почему этот старый деревянный дом, построенный возле железнодорожных путей, заслуживает особого отношения, – продолжает наш герой. – Это не просто моё единоличное решение, идею поддержали шадринские активисты движения «За культурное возрождение», члены Русского Географического общества.

Сам Виктор Лукиных может многое рассказать о небольшом деревянном домишке. Причём в подробностях, во всех исторических нюансах, словно сам прожил здесь всю жизнь. К примеру, у дома есть совсем маленькое окошечко. Спрашиваю, для чего оно. Виктор Петрович как истинный знаток мгновенно отвечает: «А вот когда железные дороги строили, не было электрической сигнализации, а каким-то образом регулировать движение нужно было. Вот это окошко и использовалось для того, чтобы в него выставляли фонарь».

Чтобы сохранить уникальный объект, Лукиных… выкупил дом на собственные деньги у тогдашнего хозяина. И нашёл помощников, которые со всей осторожностью перевезли домик на территорию исторического центра «Лад». Там у него появилось не только собственное имя – «Дом железнодорожника», но и гордое звание – общественный проект «Имён связующая нить».

– Надеюсь, что в итоге у нас получится музей, который окажется полезным для жителей, для молодёжи города, – говорит Виктор Лукиных. – Сейчас часто заходит речь о том, как городу жить, как деньги в бюджет зарабатывать… Один из путей – туристов привлекать в город Шадринск. А чем привлекать? Вот город и должен быть наполнен какими-то объектами, интересными для посещения.

В том, что новый музей будет по-своему уникальным, его основатель не сомневается.

– Удивительно, но в Шадринске до сих пор нет музея, рассказывающего о возникновении железной дороги, – продолжает Виктор Петрович. – Кто-то из шадринцев припоминает, что был такой купец Лещёв, который очень много своих средств потратил на строительство магистрали. Его именем названа станция Лещёво-Замараево. Но ведь он был не один, ещё ведь были люди. А построенная железная дорога дала очень сильный толчок развитию города. В сентябре 1933 года дорога связала Шадринск с Курганом. Сохранились фотографии того времени: всеобщая радость и ликование!

Для того чтобы дом-музей официально открылся для посетителей, потребуется ещё много времени, трудов и вложений. Ведь экспозиция должна быть интересной! Но Лукиных надеется, что, возможно, кто-то из любителей старины найдёт у себя в гараже предмет «седых» времён. К примеру, старый сигнальный фонарь. Зачем он будет пылиться в гараже? А вот музей бы точно украсил!

Есть у энтузиастов и задумки относительно об­устройства прилегающей к дому территории.

– Мы тут собираемся соответствующее оборудование поставить: старинный семафор, может быть, стрелки с ручным переводом, то есть создать обстановку, связанную с железной дорогой, – поясняет Лукиных.

И в этом вопросе шадринские энтузиасты тоже очень рассчитывают на помощь всех неравнодушных людей.

А ещё в «железнодорожном доме» обязательно появится уголок памяти фронтовика Петра Степановича Лукиных. Это не однофамилец, а родной отец Виктора Петровича. В 1943 году его батюшка в качестве проходчика прокладывал железнодорожный тоннель под рекой Амур вблизи Хабаровска. С марта по сентябрь 1943 года находился на Воронежском фронте в должности миноподрывника первой роты 96-го Отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона. В составе 2-го Украинского фронта в 1945 году участвовал в освобождении Будапешта и дошёл до Вены. А после войны до выхода на пенсию работал осмотрщиком в ПТО на станции Шадринск. Биография настоящего человека!
Вячеслав Аванесов

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29