17 февраля 2020 22:33

17 февраля 2020 22:33

фото: Анатолий Шулепов

Просто бери и делай

Кто такой ревизор – карающий меч или лучший помощник?

Должен ли настоящий профессионал бездумно приказывать или каждое утверждение должно быть аргументировано? О себе, о своей карьере в локомотивном комплексе и ревизорском аппарате, особенностях профессии в канун своего 60-летия рассказал главный ревизор ЮУЖД Анатолий Смирнов.
О выборе профессии
Это произошло случайно. У меня среди родственников были железнодорожники, но о стальных магистралях они не рассказывали, да и проработали относительно недолго. В детстве мы часто ездили в Троицк к родственникам мамы на электропоезде. Путешествуя в вагоне, я получал несказанное удовольствие. Уже тогда решил стать машинистом. От­учившись восемь классов, поступил в железнодорожный техникум в Челябинске. Специальность даже не обсуждалась – машинист. Хотя, может, это произошло из-за того, что я не знал о других профессиях.

О первом опыте работы
Помню, как начал работать помощником машиниста 1 августа 1978 года. Это произошло на производственной практике в локомотивном депо Карталы. Моего первого руководителя звали Владимир Ковальчук, мы его называли «дядя Володя». Мне очень повезло, он много рассказывал о работе. Я впитывал как губка. Считаю, что важнейшая задача наставника – не отбить желание у новичка реализовать себя в профессии. Он много рассказывал об удивительном мире локомотивной тяги, о тех сложностях, которые я потом в полной мере ощутил. В те годы движение было не таким, как сегодня. Один раз, будучи на практике, мы выехали из Карталов в сторону Орска на грузовом поезде. Поездка заняла 38 часов! Один раз простояли на обгонном пункте у проходного сигнала 26 часов. За это время колесо не сдвинулось с места ни разу. В процессе таких остановок нужно было себя чем-то занять. 

Отслужив в армии, вернулся на железную дорогу. Моего наставника в пассажирском движении звали Михаил Маркович Лычагин. Это был паровозник, машинист экстра-класса, который, казалось, знает всё о железнодорожном транспорте. На свою первую поездку я явился в рубахе, джинсах, со спортивной сумкой. Он сразу расставил приоритеты и велел купить себе брюки. «Если денег нет, так пошли в магазин, я тебе куплю», – сказал он. Также настоятельно рекомендовал избавиться от спортивной сумки и ходить на работу с портфелем. Обозначая для меня эти рамки, он учил ответственному и уважительному отношению к работе.

О смене приоритетов
Профессия машиниста была сильной мечтой, я никуда не хотел уходить с этой должности. Уровень моего образования в то время оставлял возможности карьерного роста вплоть до заместителя начальника депо по эксплуатации, но я к должностям не стремился, отработал машинистом 16 лет. Очень любил свою профессию. Но во время одной из поездок из Кропачёво в Челябинск понял, что хочу двигаться дальше. Подал заявление в институт. Сообщил об этом заместителю начальника цеха эксплуатации. Он даже подшутил: «Ну что, созрел?» И к моему удивлению, сразу же назначил машинистом-инструктором.

О своём пути в ревизорский аппарат
Тут история довольно интересная. К тому моменту я уже пару лет работал заместителем начальника цеха по эксплуатации в электровозной тяге в депо Челябинск. Однажды меня пригласил к себе руководитель депо Вадим Алексеевич Новиков. Он безапелляционно заявил, что отныне я буду работать в ревизорском аппарате Челябинского отделения и специализироваться на локомотивной тяге. Признаться, я даже сперва обиделся, спросил, чем же моя работа так его не устраивает. Он же ответил, что это не при чём. Мол, познакомишься с отделением, узнаешь, как выстроена наша система изнутри. Сказал, что это существенно поможет в дальнейшем, да и долго я там не задержусь. И оказался прав. Приступил к новой работе в 2003-м. Отработал год, узнал много нового. Если раньше знал лишь эксплуатацию, то ревизором освоил ремонт. Через год меня позвали обратно в депо заместителем руководителя по эксплуатации, затем я возглавил подразделение.

Во второй раз меня пригласил на работу своим первым заместителем лично главный ревизор магистрали Валерий Владимирович Кузьминых. На тот момент я трудился заместителем начальника службы локомотивного хозяйства здесь же, в управлении дороги. В силу обязанностей нередко приходил в Валерию Владимировичу. Мы обсуждали с ним отказы технических средств, «браки» в работе, я рассказывал, как мы разобрались в проблеме, какие меры приняли. Когда-то он принимал мои аргументы, когда-то нет. И однажды предложил перейти на работу к нему. Я согласился. 

О том, кто такой ревизор
Работу ревизора можно оценивать по-разному. Для меня никогда не был примером известный персонаж Гоголя, который приехал, дал поручения и со спокойной душой уехал. Настоящий специалист данного профиля – это не сторонний наблюдатель, не карающая длань, а помощник руководителя. Ведь многие недочёты в работе он может попросту не замечать, потому что из-за больших объёмов оперативной работы не успевает проанализировать ситуацию. А ревизор видит эти проблемы, у него есть время поразмышлять, посмотреть данные за разные периоды. Это эксперт, который знает порядок работы в том или ином хозяй­стве, видит недоработки, а главное – понимает, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.

Об идеальной модели ревизорского аппарата
Идеальной модели не бывает, как не бывает и идеального регламента. Для себя я чётко усвоил: всё должно меняться, подстраиваться под современные реалии. Это касается как технологии, так и персонала. Не факт, что идеальная по меркам сегодняшнего дня схема будет работать через год. Она дей­ствует лишь определённый промежуток времени, а затем, возможно, в неё нужно внести коррективы. У меня есть правило: каждые полгода я оглядываюсь назад и скрупулёзно анализирую проделанную работу, причём даже если этот период, с точки зрения организации труда, прошёл идеально. Нередко требуются корректировки выбранного курса. Только так можно добиться поставленных целей.

О команде
В ревизорском аппарате я всегда стремился выстроить крепкую систему и крепкую команду. Принимая на работу нового сотрудника, сразу обозначаю, что прежде всего я требую от него порядочности и честности. Ещё они всегда должны помнить, откуда пришли, с какими людьми работали. Очень важно, чтобы ревизор чувствовал свои «корни». Я всегда пытаюсь донести до сотрудников простую истину: если ты будешь хорошо работать здесь, то тебя обязательно заметят и в перспективе, возможно, пригласят обратно на производство, но уже на более высокую должность как настоящего профессионала. Ревизорский аппарат нередко служит ступенькой для многих будущих руководителей высшего звена. И ещё я уверен, что настоящий профессионал своего дела не должен бездумно приказывать, ссылаясь на свой авторитет. Только ссылки на документы, на чёткие, логические аргументы. Тогда ты имеешь право требовать исполнения твоих распоряжений.

О жизненных принципах
Мой важнейший принцип звучит так: кто, если не я. Нельзя избегать работы, перекладывать её на других, если это твоя обязанность и твоя ответ­ственность. Не нужно искать того, кто сделает всё за тебя, просто бери и делай. 

О своих главных достижениях 
В трудовой деятельности, наверное, одно из главных достижений, что всё ещё работаю (смеётся). Бывший руководитель локомотивного депо Вадим Алексеевич Новиков говорил так: будешь хорошо трудиться, позволю работать и на пенсии. Важно ощущать, что твои компетенции ценят и понимают, какую пользу ты можешь принести предприятию, магистрали, компании в целом. Это касается абсолютно любой карьерной ступеньки.

Ну а в личной жизни важно, что удалось сохранить семью. Профессия железнодорожника предполагает разъездной характер работы, дома находишься мало. Необходимо, чтобы супруга всегда поддерживала, а дома ждали и понимали. Тогда ты сможешь почерпнуть семейной энергетики и трудиться ещё лучше. В целом, хорошо, когда получаешь удовольствие от работы и с удовольствием идёшь домой. Только тогда ты можешь назвать себя по-настоящему счастливым. 

О примерах в работе
Вокруг всегда было много настоящих профессионалов своего дела, и у каждого чему-то учился. Помню каждого машиниста, с кем работал. Но дело даже не в том, кто был примером. Больше всего отмечаешь тех, кто помогал тебе в трудной ситуации словом и делом. В этом отношении особенным человеком для меня останется бывший начальник службы локомотивного хозяйства Николай Василь­евич Марченко. В то время я возглавлял локомотивное депо Челябинск. Это сейчас разрозненные предприятия, а тогда депо было единым, а это 3,5 тысячи человек, эксплуатация, ремонт, моторвагонное депо, производственные участки в Троицке, Уфалее и так далее. Приходилось принимать непростые решения, объём работы был огромным. Николай Васильевич ненавязчиво подсказывал, как правильно поступить в сложных ситуациях.

Также особенный для меня человек – бывший главный ревизор дороги Валерий Владимирович Кузьминых. Работая у него первым заместителем, ощущал, что он готовил меня к той должности, что я занимаю сегодня. Рассказывал, показывал. По сути, даже не требовалось ничего объяснять, просто смотри и слушай.

О дне рождения
Если говорить о праздновании в общепринятом представлении, как о большом столе, за которым собираются родня и друзья, то последний такой день рождения у меня был в 18 лет. Больше масштабных праздников не помню. Работая железнодорожником, вообще тяжело что-то спланировать, найти время, чтобы разом собрать всех. Да и в целом к любым праздникам отношусь спокойно. Для меня намного больший повод для радости – это дни рождения моей супруги, детей, друзей. Ну а свой юбилей проведу, как обычно, на рабочем месте.
Александр Кичигин, Евгения Мусихина

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29