16 сентября 2019 19:32

Челябинск исторический

В честь Дня рождения столицы Южного Урала работница РЖД рассказала о своей новой книге

С ведущим психологом Южно-Уральской дирекции здравоохранения Ириной Костиной читатели «Призыва» уже знакомы как с автором детектива «10 дней в уездном городе Че», который мы однажды упоминали в интервью с ней. Но на одной книге, посвящённой истории столицы Южного Урала, писательница не остановилась. «Прогулки по Челябинску» стали настоя­щим путеводителем по знаковым местам. Исторические факты, отражённые на страницах издания, удивляют.
Идея создать путеводитель появилась у нашей собеседницы давно.

– В советские времена, выезжая в другие города и говоря людям, что я из Челябинска, нередко встречала реакцию: «А где это?» – рассказывает писательница. – И мне было досадно, что о городе не знают, неужели у нас такое захолустье?  К тому же на экскурсиях про иные мегаполисы я слышала много интересных фактов. А у нас что же? Я решила, что и здесь должно найтись что-то особенное, чем мы можем гордиться. Стоит только поискать…

Чтобы узнать больше о столице Южного Урала, Ирина Костина даже ходила на специальную экс­курсию. Однако гид вдохновенно рассказывал только о заслугах военного Танкограда, да о многочисленных промышленных предприятиях. Безусловно, это наша гордость. Но неужели это всё? И тогда наша собеседница начала поиски любопытных исторических фактов самостоятельно.

Истории для будущей книги Костина черпала не только из работ краеведов, но и из разговоров с земляками. Этим местным фольклором она вначале активно делилась с друзьями, а лучшие байки собирала в копилку для будущей книги. В неё писательница включила и собственные наблюдения.

Ирина Костина написала «Прогулки по Челябинску» меньше чем за месяц. Что-то уже было ранее зафиксировано на бумаге, многое хранилось в голове. Поэтому книгу удалось написать на одном дыхании! Также легко она читается. Складывается ощущение, что автор словно вживую ведёт тебя по всем достопримечательностям. Кстати, железнодорожникам это издание будет особенно любопытно, ведь стальной магистрали здесь уделено немало внимания. А всё потому, что влияние Транссиба на Челябинск невозможно переоценить. Например, Костина отметила, что с момента появления железной дороги на станции Челябинск всегда были два здания вокзала: старое и новое.

– К дате открытия станции строители не успели завершить каменное здание. И первый поезд встречала деревянная временная постройка, – рассказывает писательница. – Уже спустя два месяца открылось строение из камня, однако деревянную постройку сносить не стали. И правильно сделали. В Челябинск хлынул большой поток пассажиров. Основную массу составило бедное население. Вся толпа переселенцев буквально оккупировала вокзал. Это вызывало неудобство и жалобы граждан, прибывающих первым классом. Городские власти решили разделить пассажиров на состоятельных и не очень. Тут и пригодилась «времянка».

Во всех источниках пишут, что самый первый вокзал обветшал и был снесён в 1905 году. Однако, покопавшись в архивных фотографиях 50-х годов минувшего века, Ирина Костина сделала откры­тие. Оказывается, спустя столько времени он всё ещё стоял, просто не использовался по назначению. Сейчас на его месте современный вокзал, построенный в 1965 году. А рядом тот самый каменный, с достроенным вторым этажом. Так уж в Челябинске повелось, чтобы вокзалов было два.

Фактически столица Южного Урала стала первой в стране, где автовокзал возвели рядом с железнодорожным. Это было так удобно для пассажиров, что задумку в скором времени транслировали в другие города.

Не забыла наша собеседница рассказать и про свой родной Ленинский район, с давних лет имевший славу криминального. В годы появления железной дороги преступность там особенно процветала.

– На Урал, благодаря Транссибу, устремились рабочие из центральной части России. Целыми семь­ми ехали разорившиеся безземельные крестьяне, многие из них оседали в Челябинске, – пишет Ирина. – Найти жильё в городе им оказалось трудно, для этого нужны большие деньги. А тут, за железнодорожными путями, рядом с казачьим посёлком, земля необжитая. И приезжие всех мастей начали здесь селиться! 

Поскольку на «задворках цивилизации» поселилось, в том числе немало преступников, то очень скоро рядом с Шугаевкой выросла целая деревня с лихим именем Грабиловка.

– Разбойничьи банды следили за поездами и растаскивали с них всё, что попадётся, – рассказывает писательница. – Грабили не только небольшими частями, но и целыми вагонами. Многие домишки в Шугаевке были выстроены из похищенных с железной дороги лесоматериалов. Жители Грабиловки беззастенчиво орудовали на центральном шоссе и городских на окраинах, как только на Челябинск спускались сумерки. Воровство и убийство для них были вещами заурядными.

Конечно, по мнению Ирины Костиной, не только железной дорогой и криминальным прошлым славится наш город. Есть в Челябинске, где сам поэт ни разу не был, прекрасные пушкинские места, имя его в городе чтут. Именем поэта названы сквер, улица и кинотеатр. Есть в Челябинске и мистическое здание начала ХХ века – это заброшенный элеватор, в котором, по одной из версий, до сих пор обитает призрак разорившегося банкира. Строение то ещё, дух захватывает!

Кроме того, писательница провела читателей по пешеходной Кировке, поведав историю появления каждой чугунной скульптуры; рассказала о жизни общественных деятелей Челябинска, об архитектурных композициях, канувших в Лету; о первых улицах города и многом другом. Читая книгу, понимаешь: город гораздо интереснее, чем кажется на первый взгляд!
Марина Паниковская
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30