22 сентября 2019 12:48

«Крылья» Бориса Карпеша

60 лет назад машинисту Курганского локомотивного депо Борису Карпешу было присвоено звание «Герой Социалистического Труда».
Он был очень симпатичным. Появись тогда в Кургане знаменитый голливудский продюсер и актёр 50-х годов прошлого века Стив Барклай, обязательно заметил бы его и без промедления пригласил сняться в своём фильме. Впрочем, своей прической Стив был сам похож на Карпеша – с такой же копной тёмных густых волос и улыбчивым лицом.

Борис Петрович провёл первый­ локомотив по первому электрифицированному участку Курганского отделения железной дороги. В канун нового,1957 года, у вокзала Курган состоялся митинг. Под звуки государст­венного гимна начальник дороги Дмитрий Калабухов разрезал красную ленточку и отправил в первый путь грузовой поезд, который вёл новый, поблескивающий свежей краской электровоз ВЛ. За правым крылом находился молодой, но уже опытный машинист Борис Карпеш. К тому времени он провёл сотни грузовых поездов с углём для энергетических предприятий страны, успел научить своему делу многих машинистов. В ту первую поездку на локомотиве рядом с Карпешом был его помощник Борис Ляшенко. А для подстраховки их сопровождали машинисты из Златоуста Николай Иванов и Иван Янин.

Борис Ляшенко вспоминал: «Мы поехали, а вслед нам зазвучала музыка, из кабины электро­воза я слышал, как нам кричали курганцы: «Ура-а!». А Борис Карпеш пригладил копну волос, улыбнулся мне и прокричал: «Слышь, Боря, запомни – начинается новая история…»

Как отмечал исследователь железнодорожной жизни Курганского отделения Владимир Садов, «поездка была нелегкой, нервной. Ехали при двух поднятых пантографах. Голубоватое свечение вырывалось из-под контактного провода. Путейцы на полустанках, будто дети, сбегались к дороге, чтобы посмотреть на это чудо».

Электрификация отделения продолжилась: в это время уже велись работы по модернизации участка от Шумихи до Челябинска, и в середине лета 1957 года, в один из августовских дней, электровозы из областных центров пошли навстречу друг другу.

Конечно же, душой этой новой жизни на электротяге был Борис Карпеш. 

Позже мне приходилось встречаться с ним за заседаниях областного отделения Советского фонда Защиты мира. На совещаниях, сидя за одним столом, иногда тихо переговаривались. А потом обязательно тепло проща­лись и желали друг другу успехов…

Золотой звездой Героя курганский машинист был удостоен 60 лет назад. Вот как об этом рассказывал он сам:
– Стоял тёплый август 1959 года. К вечеру мы доставили грузовой поезд на станцию Макушино, дальше состав пошёл с другой локомотивной бригадой. А меня с помощником распределили на отдых в нашей «отдыхайке». За окном шли поезда, гудели, но мне была приятная такая обстановка – спалось крепче. Неожиданно меня разбудила дежурная: «Вас вызывает Курган». Я быстро надел пижаму и вышел к телефону, а в голове назойливо вертелась мысль: «Что? Зачем? Ситуация, когда мы вели наш «грузовик», была штатной».

С внутренней тревогой Карпеш поднял трубку. Далёкий собеседник переспросил: кто у телефона? Машинист ответил: «Карпеш». А потом Борис Петрович услышал голос человека, который представился: «Первый секретарь обкома КПСС Сизов». Руководитель областной партийной организации медленно,­ с оттенком торжественности произнес: «Поздравляю вас с присвоением вам звания Героя Социа­листического Труда…».

Вот как эти минуты описал Борис Петрович:
– Я будто онемел, зубы разжать не могу – так было неожиданно. Рядом у стола столпились машинисты. Я им взволнованно шепчу: «Мне присвоили звание Героя. Что говорить?». А они мне подсказывают, причём так громко – за окном слышно: «Говори: «Служу Советскому Союзу».

В то время нашему герою было всего 32 года.

В машинисты он пошёл по стопам отца, также машиниста­ локомотивного депо. По характеру общительный и доброжелательный, он всё схватывал на лету. Быстро освоил паровоз, также быстро научился водить электровоз. «У тебя не голова, а дом советов»,– как-то сказал ему начальник локомотивного депо Андрей Рогальский, а главный инженер Курганского отделения фронтовик Лев Жебелев любил ставить его в пример и с уважением говорил: «Карпешу не надо дважды повторять. Поймёт с первого слова…» 

Когда открылось сквозное движение от Кургана до Челябинска,­ Карпеш уже заправски водил ВЛ-22, знал все его возможности и мог быстро определить неисправность, случившуюся в пути. Вместе с ним работали такие же герои: машинисты Фёдор Данилевич, Сергей Галактионов, Лев Ольшванг, Анатолий Добровольский, Анатолий Мунгалов и многие другие. А в 1962 году курганские электровозники полностью перешли на длинные плечи в обоих направлениях от Кургана – на Челябинск и Петропавловск.

Борис Петрович Карпеш никогда не показывал свою «звёзд­ность». Каждый день поднимался в кабину локомотива и вел тяжёлый состав. Нынешние машинисты до сих пор вспоминают завет Карпеша: «Тяжела ноша машиниста, а за плечами у всех свои крылья. Они помогают лететь».

Умер Борис Петрович Карпеш в марте 1995 года. 

Сегодня железнодорожники по-прежнему тепло вспоминают своего героя и гордятся остальными звездами Курганского железнодорожного узла. А их ни много ни мало – девять  человек: Герои Советского Союза Григорий Криволапов, Евгений Кремлёв, Николай Радионов; полный кавалер ордена Славы Геннадий Чуриков; Герои Социалистического Труда Иван Блинов, поездной диспетчер Николай Федотов, начальник Шадринской дистанции пути Пётр Клеванцов, осмотрщик вагонов Надежда Кочнева. Поистине: настоящий звёздный полк!
Вячеслав Аванесов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30