16 сентября 2019 20:06

Домохозяйки – на очистку кюветов

Как «Призыв» рассказывал о железнодорожных буднях 80-летней давности

Сколько тонн в сутки грузили на станции Бердяуш в 30-е годы прошлого века? Какие водонапорные башни работали в окрестностях? Сколько у нас было женщин-машинистов? Подобные запросы от читателей регулярно поступают в Линейную техническую библиотеку на станции Бердяуш. И очень часто ответы на них мы находим в газете «Призыв».
Благодаря опубликованным статьям легко можно составить своеобразную хронологию местных событий: как жил и развивался рабочий посёлок, как менял его технический прогресс, какой была необходимость в обеспечении продуктами питания…

Первое упоминание о Бердяуше в «Призыве» можно найти буквально в первых же номерах. Так, 26 мая 1934 года читатели узнали, что станция активно включилась в соревнование: «К 1-му мая ст. Бердяуш совершенно изменила своё лицо. «Обращение о Всесоюзном соревновании станций, – говорит секретарь парткома т. Силкин, – мы проработали на общих собраниях, постановили отработать ряд субботников и теперь на станции порядок и чистота». А 27 мая этого же года начальник Подора т. Беленький пишет: «31 мая день стрелки, он должен вылиться в массовый общественный смотр всех стрелок, сигналов, будок и квартир стрелочника. К этому дню по дороге не должно быть ни одной неисправной стрелки, ни одной необорудованной будки, ни одного плохого сигнала».

В ответ на его обращение в редакцию газеты «Призыв» начали поступать письма: «Я работаю старшим стрелочником на ст. Бердяуш с 1931 г. На всем протяжении моей работы не было ни одного происшествия при моем дежурстве, у моей смены в целом. Это достигнуто прежде всего тем, что вся смена знает свои обязанности, как в отношении заданий, так и по дисциплине. За хорошую поста­новку работы премирован 5 раз. Даю обещание в дальнейшем выполнять свою работу так же чётко и аккуратно», – пишет старший стрелочник ст. Бердяуш В.Швалев.

После этого в «Призыве» публикуют фотографию с необычной подписью. «Касаченко Татьяна Васильевна лучшая ударница, комсомолка, очень хорошо изучила своё дело, и за это её выдвинули старшей стрелочницей. Она всегда проверит пути сама, маршруты отбирает хорошо и у ней нет никогда брака. Дисциплину Касаченко сама выполняет и с нас требует. Стрелки у нас чистые», – сообщает стрелочница смены Касаченко Башина.

26 июня 1934 года читаем ещё одну удивительную заметку: «6 июня по предложению агентов станции для поднятия производительности труда и улучшения качества работы в Бердяуше была введена единая станционная смена. В состав станцион­ной смены входят дежурный по станции, путевой диспетчер, дежурный по депо, мастер по осмотру вагонов, составитель, сцепщики и стрелочники. Рабочие всех служб были закреплены за одной сменой. Такой порядок значительно улучшил качест­во работы станции». Оказывается, единая смена имеет давние корни!

А вот ещё упоминание о Бердяуше, от 30 июня 1934 года: «На Южной – Уральской организовали «Дорожный слёт лучших смазчиков». На слёте делегаты слёта смогли обсудить вопросы значительного роста отцепок вагонов по причине горения букс в январе-феврале по вине смазчиков. В диспет­черской перекличке по горению буксы принял участие смазчик ст. Бердяуш т. Работа, который в своей работе применил метод Дедовика для снижения горения буксы».

Помимо производственной работы, на станции кипела и партийная жизнь: «25 июня, в 6 часов вечера в Златоусте состоялось первое совещание парторгов и одиночек членов партии полевых станций и разъездов. На совещании присутствовали парторг товарного двора ст. Бердяуш – Бикмеев, который рассказал о том, что в бригаде товарного двора работает 42 человека, из них 3 коммуниста, что ударников 30 человек, что заключён соцдоговор со станцией Златоуст, что из четырёх смен все соревнуются и что отдельные грузчики выполняют за смену вместо 11 тонн 14 тонн». А «лучший сменный парторг Колесников со ст. Бердяуш поделился опытом своей работы, опытом организации в своей смене шефства передовых над отстающими».

Уже 3 июля 1934 года мы вновь находим упоминание о Бердяуше: оказывается, лучшие люди станции отправились в Златоуст на слёт ударников. «Замечательно сформирован вагон делегации станции Бердяуш – тут патефон, гармонь, духовой оркестр, на вагоне портреты почётных людей Бердяуша. Огромное полотно составителя Пересторонина, Пикшеев грузчик, Лобанов Флор – составитель, занесён в Книгу почёта. Тут же рядом почётное место занимает портрет старшей стрелочницы комсомолки Касаченко. Вместе с рабочими ударниками едут командиры ударники – начальник станции Карпов, заместитель Чунтонов, единодушно избранные на слёт. За 10 минут до отхода поезда краткий митинг, на котором присутствует почти весь Бердяуш, ибо поезд исключительное событие в жизни станции. Ровно в 11 ч. 40 мин. по московскому времени поезд с лучшими людьми отделения под звуки марша отправляется в Златоуст».

А вот что написал «Призыв» о самом слёте: «В 7 часов вечера в переполненном клубе железнодорожников бердяушцы выступили с рапортом о своих успехах в работе, каждый стремился доложить об этом слёту». И следом: «Второй день работы слёта проходит с неменьшим подъёмом. Выступает лучшая стрелочница Бердяуша т. Касаченко. Она недавняя колхозница, плохо говорит, но её понимают, слушают внимательно. Есть что слушать. Она рассказывает, как создала передовую бригаду женщин-стрелочниц, как эта бригада привела в образцовый порядок все стрелки на ст. Бердяуш. Грузчик станции Бердяуш Бикмеев, премированный велосипедом, говорит о том, что в Бердяуше грузчикам приходится очень много перерабатывать грузов из-за плохой работы Златоуста и Кропачёво».

Труд наших предшественников был по достоин­ству отмечен. 24 декабря 1934 года «Призыв» написал: «Всесоюзное соревнование станций закрывается. На дорожном заочном совещании парторгов подвели итог, что станция Бердяуш в отделении заняла первое место по выполнению государственного плана, по дисциплине среди рабочих и командного состава. План погрузки в ноябре выполнен на 136,9 проц., маневровая работа освоена на 104 процента, выдержаны нормы простоя вагонов».

Помимо производственной, на ст. Бердяуш хорошо велась и партийно – массовая работа. Так, 28 августа 1934 года журналисты сообщили: «Образец поста­новки партийно-массовой работы показал парторг ст. Бердяуш тов. Орлов. У него все коммунисты являются действительными ударниками, все охвачены партучёбой. Он знает всех людей на станциях своего куста, проводит с ними беседы, собрания. В своей работе он опирается на таких лучших производственников, как составители Савашин, Лобанов и других активных общественников».

Партийные вопросы вновь поднимаются 1 сентября 1934 года: «Внутри предприятий Бердяуша активно идет агитация молодёжи в комсомольскую организацию. Комсомольцы станции Бердяуш­ участвуют во всесоюзном соревновании, посвящённому XX Международному Юношескому дню, с хорошими показателями. Комсомольцы депо включились во всесоюзное соревнование. Молодёжный паровоз является лучшим паровозом по узлу. Организована комсомольско-молодёжная смена стрелочников, которая добилась выполнения производственного плана на 126 процентов. Все комсомольцы ст. Бердяуш – ударники».

В начале сентября газета «Призыв» на первой странице напечатала призыв ко всем паровозным депо включиться во Всесоюзное соревнование депо и паровозных депо. Бердяушцы немедленно откликнулись. «Ударники ст. Бердяуш, одной из основных узловых станций дороги, вступив в социалистическое соревнование со ст. Златоуст и Кропачёво, развернули подлинно большевистскую борьбу за первенство. Вступив в горячий период осеннее-зимних перевозок, они дали крепкое слово ударников – опередить Златоуст и Кропачёво!». А к слёту ударников – паровозников на станции Бердяуш уже выдвинули «определенно лучшего машиниста – ударника паровоза № 61 – 14 т. Маврина. Его паровоз – лучший в депо Бердяуш». «Призыв» также публикует фотографию, текст под которой гласит: «Слесарь водоснабжения ст. Бердяуш т. Кузнецов честно и добросовестно относится к своим обязанностям».

Были и другие новости. Так, «25 сентября со ст. Бердяуш отправлен первый поезд с «фабричной маркой». Работники станции, формировавшие поезда, по инициативе лучших ударников организовали внутристанционное соревнование за честь «фабричной марки». Наклеивая «фабричную марку», каждый работник станции почувствовал ещё большую ответственность за правильное форми­рование и качество работы. Что даёт введение «фабричной марки» на формирование на станциях поезда? Прежде всего, поезда будут идти только специализированные, отсюда сократится простой вагонов по станциям. Так, например, по ст. Бердяуш он может быть доведён до 7 часов вместо обычных 9 часов. Таким образом простой вагонов сократится на 2 часа. Это сокращение простоя только по нашей станции даёт возможность отделению грузить не менее 50 вагонов, – написал «Призыв».

Эта инициатива получила продолжение. «28 сентября работники товарного двора обсудили вопрос­ о введении «фабричной марки», и, придавая огромное значение этому мероприятию, в тот же день ввели на отсортированные вагоны «фабричную марку» товарного двора, с указанием фамилии ответственного за сортировку. Работники станции Бердяуш обращаются ко всем составительским брига­дам с просьбой проверять их составы и отправлять свои составы «с фабричной маркой», проводить полный контроль качества работы. Наша задача – добиться чёткой работы в формировании поездов, оправдать честь «фабричной марки», – такое коллективное письмо было опубликовано в «Призыве» следом. Его подписали «Сапошин П.Р., Соломин И., Колесников А., Шаньгинов, Николаев А.А., Лобанов, Копытов, Якимушкин, Шаньгин, Зиновьев, Попов, Иваницкий и другие – всего 23 подписи».

22 октября «Призыв» рассказывает, что в Бердяуше выходит стенгазета «СЕМАФОР», редактором которой выступает товарищ Лунковский. Он не просто готовит выпуски, но и принимает участие «в совещании редакторов газет для подведения итогов работы и обсуждения задач, стоящих перед полит­отдельской и низовой печатью в связи с развертыванием осеннее-зимних перевозок». Один из выпусков стенгазеты бердяушцы посвятили интересной теме: оказывается, из-за нехватки рабочих для очистки кюветов на главных путях третьей дистанции на помощь привлекались… жёны работников! «Домохозяйки Зайцева и Кравченко обязались очистить километр кюветов. Жена члена партии Першакова очистила 600 метров кювета».

… Пожелтевшие страницы и сегодня рассказывают, как работали местные железнодорожники десятки лет назад, в каких соревнованиях участвовали, как обеспечивали безопасность движения, какие новшества применяли… Признаюсь, все статьи в «Призыве» я перечитывала с трепетом, порой удивлялась, но чаще вдохновлялась. У меня появилась гордость за железнодорожников, работавших на станции Бердяуш. Это были действительно трудолюбивые, преданные своей профессии люди с высоким чувством ответственности!
Наталья Пенкина, библиотекарь линейной технической библиотеки
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30