13 ноября 2019 05:56
13 ноября 2019 05:56

Учёба по-взрослому

В Курганское подразделение Южно-Уральского учебного центра профессиональных квалификаций (УЦПК) поступил тренажёрный комплекс, предназначенный для обучения машинистов работе на локомотиве ТЭМ7А.
Это один из самых мощных маневровых тепловозов на сети дорог РЖД. Такая восьмиосная машина с восемью тяговыми двигателями используется в маневровой работе, при сортировке вагонов на станционных путях, а также для вывозки тяжёлых грузов из карьеров. Благодаря ряду усовершенствований он стоит в ряду самых современных новинок. Так, управление тепловозом производится с использованием микропроцессорной системы управления. 

– На машине, созданной на Людиновском тепловозостроительном заводе, работать одно удовольствие, – отмечает преподаватель учебного подразделения Олег Батин.

Он хорошо знает, о чём говорит: уже обучал машинистов с помощью тренажёра работе на мощном магистральном электровозе 2ЭС6. А сегодня с удовольствием передаёт им новые навыки.

Новый тренажёрный комплекс удивляет даже бывалых специалистов. В него заложена видеосистема, которая отображает реальную путевую обстановку. Специально для этого был отснят большой участок пути. Ещё 30 километров пути этого участка воссозданы с использованием 3D-графики.

Каждому обучающемуся машинисту отводится восемь часов для отработки действий на тренажёре. Пять часов – для машинистов при повышении квалификации первого, второго и третьего класса. Помощники машиниста будут заниматься по четыре часа.

Нужда в обучении у местных локомотивщиков большая.

– Сегодня локомотивы серии ТЭМ (тепловоз с электрической передачей, маневровый) широко используются на Южно-Уральской железной дороге. А поскольку это современная электронная машина, отвечающая вызову ХХI века, знать её надо хорошо, – говорит Олег Батин. – При этом парк новых локомотивов, таких, как электровоз 2ЭС6 «Синара» и тепловоз ТЭМ7А, увеличивается год от года. Поэтому так важно на базе Курганского УЦПК обучить работе на них как можно больше специалистов. Кстати, кабина тренажёра ТЭМ7А унифицирована, что позволяет отрабатывать навыки управления тепловозами серий и ТЭМ14, и ТЭМ18.

Новинку в центре ждали: тренажёрный класс подготовили по всем параметрам, обновили учебные столы и другие принад­лежности для комфортного обучения. Задуман и скоро появится стеллаж с натурными образцами оборудования.

– На этом тренажёре мы можем сразу «поехать» в виртуальную поездку по реальному маршруту, отрабатывать навыки дейст­вия при возникновении нестандартных или аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в пути следования. По окончании занятия на тренажёре программное обеспечение само сформирует протокол, в котором отражаются ошибки, допущенные обучающимся. Протокол позволит ответить на вопросы: правильно ли дейст­вовал машинист, какие навыки сумел закрепить и на что ему следует обратить внимание? – продолжает Олег Батин.

Доволен обучением на тренажёре Александр Макаров. В Курганское подразделение он приехал из эксплуатационного локомотивного депо Оренбург, и два с половиной месяца для него не прошли даром. Он надеется в скором будущем сесть за контроллер своего маневрового тепловоза. Конечно, в родном депо ему предстоит ещё совершить обкаточные поездки.

– Это обучение ведётся, если можно так сказать, «по-взрослому». Обстановка максимально приближена к реальности. Тренажёр даёт возможность максимально быстро закрепить профессиональные навыки, – говорит начальник Курганского подразделения УЦПК Дмитрий Филиппов. – В декабре 2018 года мы также получили новый тренажёрный комплекс электровоза 2ЭС6, по состоянию на сегодняшний день на нём уже прошли обучение 126 человек. Как видите, востребованность высокая! Кстати, обучение в основном проходили молодые кадры, которых сегодня немало на ЮУЖД. Я уверен, что навыки управления локомотивом, полученные на тренажёрных комплексах, позволят им быстрее влиться в работу и повысить безопасность движения.

Сегодня в классах УЦПК проходят экзамены. Свои знания комиссии показывают машинисты тепловоза и электровоза. Обстановка праздничная. Это и понятно: новые специалисты идут на дорогу.
Вячеслав Григорьев

Элемент не найден!