21 июля 2019 16:04
фото: Анатолий Шулепов

Новая реальность

Голограммы, выбор скорости поезда и клоны-проводники – будущее малой железной дороги

Фантастические картины станут реальностью уже через несколько десятков лет, уверены воспитанники Челябинской детской железной дороги. Идеями о магистрали будущего они поделились в рамках открытия 70-го юбилейного сезона.
– Ребята, вы точно такие же, как и мы – взрослые. Только чуть-чуть поменьше, а по значимости, может, даже и больше. Всего лишь 70 лет назад организована эта дорога. Большая магистраль старше неё всего на 15 лет, – сказал начальник ЮУЖД Анатолий Храмцов. – Дорога должна была открыться в августе 1941-го, но события, которые случились 22 июня, не позволили этого сделать. Вернулись к малой дороге в 1949-м, и тогда она состоялась, хотя она была гораздо меньших размеров, чем сейчас. Техническая оснащённость была другая. Но вот уже 70 лет отсюда выпускают ребят-специалистов. Но не все они остаются на железной дороге. И это тоже неплохо – ведь ребята выбирают свой путь и забирают с собой в жизнь целеустремлённость и ответственность, которой научились здесь. Пусть новая смена будет счастливой!

С открытием сезона ребят поздравили первый заместитель губернатора Челябинской области Евгений Редин, председатель Дорпрофжел ЮУЖД Андрей Бабинцев, начальник детской железной дороги Евгений Болдовский. Они вручили лучшим воспитанникам благодарственные письма.

– Хочу поздравить всех с юбилейным сезоном, пожелать безаварийной работы и благодарных пассажиров. Верю, что у Челябинской ДЖД прекрасное будущее! – отметил Евгений Редин.

Впервые в рамках мероприятия взрослых приняли в дружную семью железнодорожников. Руководителям повязали символичные галстуки, как символ единения большой и малой магистрали. Руководители также пришли не с пустыми руками. В подарок к юбилею малой магистрали подарили ноутбук и фотоаппарат. Был и ещё один подарок, который в руках не унести. Ведь он почти 50 квадратных метров!

– В этом году совет молодёжи ЮУЖД совместно с воспитанниками детской железной дороги в честь юбилея подготовили творческий сюрприз. Мы раскрасили часть забора, около 50 квадратных метров, между станциями Павлика Морозова и Водной. Приглашаем проехать по магистрали и увидеть наше творение своими глазами из окна поезда, – рассказал председатель совета молодёжи Юрий Балакин.

В этом году церемония открытия магистрали прошла по-новому. Дети подготовили несколько творческих выступлений. Первая часть была по­священа истории магистрали, а вот вторая получилась довольно любопытной и была направлена в будущее. Подростки пофантазировали о том, что будет в 2100 году. Итак, на перроне пассажиров будет встречать робот-контролёр. Интерьер вагона воссоздаёт привычный образ из памяти, он также снабжён функциями, которые можно включить или поменять во время поездки. К примеру, выбрать вид из окна, комфортную скорость движения поезда, ноутбук для работы. Необходимого сотрудника можно будет клонировать или использовать его голограмму. Дежурный по станции одним движением пальца сможет создать необходимый маршрут. Выглядит всё как в фантастическом фильме, но, вполне возможно, в скором времени станет реальностью.

С прошлым и будущим разобрались, а настоящее – это воспитанники ДЖД. В этом году практику на ДЖД пройдут 700 ребят, более половины из них впервые. В течение нескольких месяцев дети знакомились с трудом железнодорожников по организации движения поездов, работой локомотивного и вагонного хозяйств, хозяйств пути, связи, централизации и блокировки. Юные железнодорожники будут работать машинистами, дежурными по станции, проводниками пассажирского вагона, осмотрщиками.

– Берём всех желающих с 4-го по 11-й класс. Занятия бесплатные, нужно только желание ребёнка, – отметила заместитель начальника Челябинской детской железной дороги Маргарита Назирова. 

– Работу юных железнодорожников курируют взрослые. У нас есть инструкторы по каждому железнодорожному хозяйству. По опыту могу сказать, что из всех профессий ребятам больше нравятся машинист, помощник машиниста, дежурный по станции и диспетчер. Это те, которые требуют большего количества знаний и ответственности.

Почти каждому второму из ребят предстоит этим летом впервые погрузиться в увлекательный мир железной дороги. Среди первогодок Ксения Петрашова.

– Сначала пришла на детскую дорогу по просьбе учительницы. Думала, что это скучно. Но посетила одно занятие и поняла, что здесь очень интересно, потому что ты можешь узнать много нового:  какие есть профессии, какая техника. А летом можно всё попробовать на практике. Но пока я не определилась, какая профессия мне по душе, – отметила девочка.

Есть среди ребят и настоящие завсегдатаи магистрали. К примеру, Андрей Белоусов открывает свой пятый сезон. Сегодня у него почётная должность машиниста. Первогодки пока только с за­вистью смотрят на опытного коллегу.

– На детскую железную дорогу первый раз я пришёл вместе с дедушкой. Чуть позже в школе объявили о записи на курсы. Понравилось, затянуло. Больше всего люблю работать диктором и в локомотиве машинистом или помощником, – поделился Андрей Белоусов. – Чтобы быть машинистом, нужно сдать экзамен: как отличается один локомотив от другого, какие у них есть краны. Потом, когда приходишь на практику, получаешь специальный допуск и приступаешь к работе. Самое главное – быть внимательным, не отвлекаться и смотреть за дорогой, чтобы не было никаких проблем ни с локомотивом, ни с путями, чтобы на путях никто не находился.

Завершилось торжественное мероприятие традиционной поездкой гостей праздника и руководителей магистрали до конечной станции Солнечная.
Наталья Лукьянчикова