27 июня 2019 09:58

Одни права для всех

Не исключено, что в РЖД женщины смогут занимать должности, на которых сегодня работают только мужчины

На Южно-Уральской магистрали прошёл «круглый стол» по вопросам совершенствования условий труда и отдыха, социальной поддержки женщин.
На встречу из Москвы прибыли советник генерального директора – председателя правления – сопредседатель Координационного совета ОАО «РЖД» по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин Ирина Костенец и заместитель начальника Департамента социального развития Юлия Брагина.

– Вопрос совершенствования условий труда, отдыха, социальной поддержки женщин традиционно очень важен. Он поднимается как на уровне государства, так и нашей компании, а также ЮУЖД, – подчеркнул первый заместитель начальника дороги по экономике, финансам и корпоративной координации Александр Сельменских. – Сегодня из 45 тысяч работающих на полигоне дороги более трети – женщины, наш «слабый пол». Я считаю, что такое выражение в корне неверное. На самом деле на женщинах лежит большая ответ­ственность, они решают серьёзные задачи на производстве. Из них получаются отличные руководители и специалисты. И при этом не стоит забывать и о той нагрузке, которая ждёт их дома.

В рамках «круглого стола» организаторы собрали железнодорожниц из различных служб и дирекций полигона Южно-Уральской железной дороги. С самого начала общаться предложили неформально. Советник генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Ирина Костенец практически сразу предложила формат разговора «без галстуков».

– Прошу заметить, что мы не боремся за гендерное равенство. Я всегда говорю: мужчина никогда не станет женщиной и наоборот, – отметила Ирина Александровна. – Однако у женщины должно быть такое же право выбора, как у представителей сильного пола нашей компании. Например, возьмём профессии, которые традиционно считаются мужскими. Среди них – машинист локомотива. Себя я в данной должности не вижу. Однако есть девушки, желающие вести многотонную машину самостоятельно. Речь, конечно, не идёт о старых моделях, о грузовом и маневровом движении. Но в тех же «Сапсанах» или «Ласточках» нет опасных для здоровья дам вибраций. И такое обсуждение уже ведётся на уровне высшего руководства компании.

Кроме того, по словам руководителя, всё чаще поднимается вопрос о проблемах карьерного роста в хозяйстве управления движением. Как правило, сегодня максимальная ступень для женщины  – начальник станции второго класса, поездной диспетчер. Причём психо-эмоциональные нагрузки здесь очень серьёзные.

– А кто сказал, что женщины не могут занимать должности руководителей крупных станций? – задала риторический вопрос Ирина Костенец. – Более того, сравнительно недавно генеральный директор Олег Валентинович Белозёров напрямую спросил коллег, смогут ли, по их мнению, дамы занимать посты руководителей дирекций, начальников дорог. Мужчины в один голос сказали «нет». Но мы, железнодорожницы, так не считаем. Да, не все готовы к такой ответственности, однако должно быть право выбора. В годы Великой Отечественной войны женщины наравне с мужчинами трудились на самых тяжёлых должностях. Да, времена изменились и повторения той ситуации не должно быть. Однако расширить спектр возможностей сегодня мы способны.

В свою очередь представительницы Южно-Уральской магистрали буквально «засыпали» руководство своими пожеланиями и предложениями. Многие из них касались социальной под­держки. Например, речь шла о снижении стоимости посещения кружков и секций железнодорожных культурных объектов для многодетных семей. Обсуждали жилищную политику дороги. Кого-то интересовали вопросы социальной реабилитации семей с ребёнком-инвалидом. Одни рекомендовали внести дополнительные изменения в полис добровольного медицинского страхования, другие – в Коллективный договор. Поступали просьбы сохранить железнодорожные образовательные учреждения в том виде, в котором они существуют сегодня.

Как подчеркнул заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Сергей Жаров, все обращения железнодорожниц будут зафиксированы и отработаны. Более того, Южно-Уральская железная дорога готова на себя взять реализацию пилотных проектов, касающихся предоставления дополнительных социальных льгот.

– На самом деле, когда мы поднимаем вопросы, касающиеся благополучия женщин, их положительное решение напрямую отражается на мужчинах, – констатировала Ирина Костенец. – Например, обсуждаем недостаточно качественную спецодежду. Эта проблема решается не только в пользу женщин. То же самое при улучшении бытовых условий на предприятиях. Всё это касается как самих железнодорожниц, так и их коллег сильного пола.
Дмитрий Зорин