21 сентября 2019 15:57
фото: Анатолий Шулепов

В поисках рационального зерна

Алексей Новиков считает свои достижения заслугами дружного коллектива

В девяностые годы начальник Петропавловского отделения Алексей Новиков решил вопрос острой нехватки жилья для железнодорожников и построил новые детские сады. Добиваться целей ему всегда помогал коллектив, объединённый одной идеей.
Алексей Петрович начинал работу на магистрали как движенец и даже не предполагал, что однажды сможет возглавить целое отделение, а потом стать первым заместителем дороги. На железную дорогу он попал не случайно. Здесь трудился его отец и два старших брата.

Родился будущий железнодорожник в Саратовской области. Всего в семье Новиковых было 10 детей, Алексей рождён седьмым. Родителям нужно было помогать, и по стопам старших он пришёл в железнодорожное училище, учиться на помощника машиниста.

– Но после поступления выяснилось, что этой профессии обучать здесь больше не будут, и мне предложили стать дежурным по станции, – вспоминает Алексей Петрович. – Кто это такой и что он делает, я и предположить тогда не мог. Но согласился попробовать.

Уже на первой практике, на станции Ртищево-1 Приволжской железной дороги, наш собеседник вдохновился профессией.

– Сперва от увиденного голова закружилась, – признаётся он. – Усвоить информацию и понять, как люди могут справиться с таким большим потоком поездов, оказалось непросто. Тогда не было даже пульт-табло, графики чертили вручную. Но я решил для себя, что обязательно со всем разберусь.

Так и вышло. С отличием окончив училище, Алексей стал дежурным по станции Ардым. Спустя недолгое время перевёлся на должность стрелочника станции Хопер. Уже через полгода вчерашнего студента назначили старшим стрелочником.

– Проверял маршруты, которые готовили мои первые в жизни подчинённые, – вспоминает ветеран. – Затем меня порекомендовали на должность дежурного по парку станции Ртищево. После армии стал дежурным по станции. Благо, на тот момент уже появился пульт-табло и ввели электрическую централизацию стрелок и сигналов.

Позже волей судьбы Алексей Новиков оказался в Петропавловске. Трудился дежурным по парку, а затем дежурным по станции.

– Как сейчас помню: начальник станции познакомил меня с лучшим на тот момент дежурным по станции, – сообщает Алексей Петрович. – Я решил, что смогу выполнять свои обязанности не хуже, постоянно стремился к лучшим результатам.

В то время Новиков не занимал первые места в коллективе только тогда, когда был в отпуске. Конечно, такими показателями заинтересовались руководители. А ведь на тот момент молодой человек ещё даже не имел высшего образования! Алексей Новиков всегда скромно подчёркивал, что он просто делает свою работу. Закономерным результатом стали награды «За доблестный труд» и «За трудовую доблесть».

В то время Алексей Петрович со своей супругой и маленьким сынишкой ютились в небольшой комнате в общежитии: квартиры железнодорожникам давали не часто. Правда, позже, став руководителем Петропавловского отделения, он исправил ситуацию, вплотную занявшись строительством жилья. А пока они втроём делили восемь квадратных метров.

– В детский сад ребёнка тоже взяли не сразу, а я работал в смену, поэтому часто сидел с сынишкой, – вспоминает наш собеседник. – Перед ночной сменой нужно было ещё отдохнуть, но как, если у тебя малыш? Выкручивались как могли. Но несмотря на все трудности, я шёл на работу, как на праздник.

Позже он стал узловым диспетчером на Петропавловском отделении дороги, а затем и дежурным по отделению. Признаётся, что всё давалось легко. Помогала и врождённая ответственность, и выработанная принципиальность. Вскоре стал заместителем начальника отдела движения по грузовой и пассажирской работе. К тому времени Алексей Петрович учился в институте, а когда получил диплом, ему предложили должность первого заместителя начальника Петропавловского отделения дороги. Это был 1981 год.

– Я не сразу дал согласие, – говорит Алексей Петрович. – Это был очень ответственный шаг. В то время мне предложили место инструктора по партийной работе в областном комитете. Я же хотел продолжать труд на железной дороге, поэтому согласился на повышение.

В июне 1987 года Алексей Новиков возглавил Петропавловское отделение, а уже в августе того же года приехала комиссия Центрального Комитета Компартии Казахстана проверять, как здесь выполняются предписания по обеспечению населения жильём.

– В то время у нас строилось очень мало домов, – рассказывает железнодорожник. – Не были обеспечены даже участники Великой Отечественной войны. Но потом, когда железнодорожники узнали о масштабном строительстве, очередь на жильё возросла до 2,5 – 3 тысяч человек. И всех квартирами обеспечили. Я очень благодарен командирам предприятий отделения, что мы вместе нашли решение этой проблемы: строить хозяйственным способом. Сегодня я не хочу оправдывать этот метод, но тогда альтернативы не существовало.

Было решено, что каждое предприятие возводит дома на заданное количество квартир. Но начались сложности, ведь многие считали, что строить жильё некому. Тогда кадровики садились за картотеку и изучали трудовые книжки работников. Если выяснялось, что раньше работник трудился по строительной специальности – будь то каменщик или маляр-штукатур, его приглашали поучаствовать, чтобы потом получить жильё. Работники соглашались на ура, – сообщает Алексей Новиков.

В 1994 году Алексея Петровича пригласили в Челябинск на должность первого заместителя начальника ЮУЖД, и он покинул Петропавловск. Но его труды принесли свои плоды. Когда руководитель уезжал, только на Петропавловском отделении все  железнодорожники – участники Великой Отечественной войны были обеспечены жильём. Не стало очередей и в детские сады – во времена Новикова возвели немало дошкольных учреждений.

На новом месте Алексею Петровичу предстояло познакомиться со спецификой работы всех сущест­вовавших в то время семи отделений, наладить контакт с их руководителями. Главной целью, которую он продолжал преследовать, было создание коллектива единомышленников. Кстати, в те времена начальник ЮУЖД Иван Павлович Воробьёв отметил, что именно Новикову удалось создать столь крепкий и надёжный коллектив заместителей начальников дороги.

Последнее время до выхода на пенсию Алексей Петрович трудился заместителем начальника дороги по кадрам и социальным вопросам. Всегда старался решить любой вопрос. Многие вспоминают, что после приёма по личным вопросам никто не уходил из его кабинета неудовлетворённым или обиженным.

В 2007 году он ушёл на заслуженный отдых и обрёл новые увлечения. Сегодня очень любит заниматься садом, ухаживать и наблюдать за своими двумя собаками. Много читает: и стихи, и прозу. На днях ему исполнилось 75 лет. Железнодорожник уверен, что жизнь интересна в любом возрасте. Главное – найти в ней своё рациональное зерно.
Марина Паниковская