21 сентября 2019 12:17
фото: Анатолий Шулепов

Взаимное уважение и доверие

На ЮУЖД подвели итоги выполнения важнейшего социального документа железнодорожников

В Челябинске состоялся Региональный социа­льно-экономический форум. В центре внимания Коллективный договор ОАО «РЖД» и Отраслевое соглашение. Традиционно в рамках меро­приятия специалисты говорят о достижениях и, что немаловажно, обозначают проблемы.
На подведение итогов в столицу Южного Урала прибыли заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов и заместитель председателя ППО ОАО «РЖД» Роспрофжел – руководитель департамента социального партнёрства, труда и заработной платы Александр Лощагин.

По мнению железнодорожников, в целом все обязательства одного из основополагающих документов ОАО «РЖД» на полигоне дороги были выполнены. Не возникло коллективных трудовых споров, не приостановлен ни один пункт. Причём, как подчеркнули в Дорпрофжел ЮУЖД, коллективный договор – это взаимные обязательства как работника, так и работодателя. И если обязательства по­следнего в основном выполняются, то со стороны работников нарушений ещё достаточно много.

– В прошлом году за несоблюдение трудовой и технологической дисциплины уволено девять человек, в том числе работники, совершившие прогул, допустившие неоднократное неисполнение своих трудовых обязанностей без уважительных причин, – сообщил председатель профсоюзной организации дороги Андрей Бабинцев. – И хотя в целом наблюдается снижение количества нарушений, наша задача свести их к минимуму.

Для сохранения социальной защищённости и адаптации к новым условиям пенсионного обеспечения работников компании, 26 декабря 2018 года к Коллективному договору ОАО «РЖД» было подписано дополнительное соглашение. Введено понятие «лица, приравненные к неработающим пенсионерам ОАО «РЖД». Суть нововведения такова: для этой категории лиц при их увольнении из компании по собственному желанию либо в связи с сокращением численности или штата предусмотрено назначение корпоративной пенсии. Правда, только при условии вступления в корпоративную систему до 31 декабря 2018 года. Кроме того, предполагается выплата единовременного поощрения за добросовестный труд при стаже работы не менее 20 лет. В дальнейшем, если они не будут состоять в трудовых отношениях с каким-либо работодателем, им будут предоставляться такие же льготы, как и неработающим пенсионерам РЖД.

В документе также предусмотрено преимущест­венное право сохранения железнодорожниками предпенсионного возраста своего места работы при сокращении численности или штата. Правда, только в том случае, если их стаж в ОАО «РЖД» и в организациях федерального железнодорожного транспорта не менее 20 лет.

Важный вопрос повестки дня – заработная плата. Так, 1 февраля было подписано распоряжение об индексации с 1 марта текущего года на 2,9 процента для работников РЖД, а также сотрудников негосударственных учреждений образования и здраво­охранения компании. Ну а в целом за прошлый год рост реальных доходов железнодорожников составил 5,5 процента, среднемесячная заработная плата превысила 45,3 тысячи рублей. Как отмечают специалисты, разные финансовые возможности дочерних обществ ОАО «РЖД» не позволили добиться единого уровня мотивации труда по всем организациям холдинга. Непростая ситуация сложилась на Петуховском литейно-механическом заводе.

– Год от года заказов становилось всё меньше, и в декабре 2017-го деятельность предприятия была приостановлена. Накопились долги по заработной плате перед работниками, – сообщил Андрей Николаевич. –  За год правовым инспектором труда проф­союза по этим фактам было внесено 17 представлений. В мае 2018-го мы обратились в Роспрофжел с просьбой помочь в решении вопроса по восстановлению платёжеспособности завода. Хочу поблагодарить Центральный комитет профсоюза за поддер­ж­ку нашей позиции и за обращение к руководству компании. После этого представители ОАО «РЖД» дважды были на предприятии. В результате удалось погасить задолженность по заработной плате перед сотрудниками за прошлый год. И, что немаловажно, появилась надежда на возрождение завода.

Важнейшая тема для обсуждения – производст­венный травматизм. За год во всех организациях полигона дороги, где действует Роспрофжел, принято к учёту 27 случаев, в которых пострадало 28 работников. Для сравнения: в 2017-м таковых было 32. В целом хоть и небольшая, но положительная динамика налицо. Намного важнее качественное наполнение: количество случаев тяжёлого травматизма снижено в три раза. Тем не менее поводов для гордости нет.

– Освоение средств на мероприятия по охране труда по полигону дороги составляет 0,99 процента от расходов по основным видам деятельности, что соответствует обязательствам коллективного договора, – отметил начальник ЮУЖД Анатолий Храмцов. – Обеспечение безопасных условий труда – основа производственной деятельности, и наша компания присоединилась к мировому движению по продвижению концепции «нулевого травматизма». Но на полигоне ЮУЖД, к сожалению, не обеспечен нулевой уровень производственного травматизма со смертельным исходом.

– Мы продолжаем терять своих коллег, – подчерк­нул Андрей Бабинцев. – За сухими цифрами статистики не просто человеческие жизни, а искалеченные судьбы многих людей: детей, жён, матерей. Вопиющий случай группового травматизма был допущен в Петуховской дистанции пути, где погибли два молодых парня. И снова причина в чьей-то халатности, игнорировании всех правил и инструкций по охране труда. И, к сожалению, не только со стороны работодателя. Мы много говорим о том, что сотрудник вправе отказаться от выполнения своих трудовых обязанностей, если для этого не созданы безопасные условия, если не выдали необходимую спецодежду, не обеспечили ограж­дение места работ. Но таких прецедентов на дороге нет. Неужели страх перед начальством сильнее инстинкта самосохранения? Человеческий фактор по-прежнему является определяющим. Отсутствие культуры безопасности труда, стремление выполнить произ­водственную задачу любой ценой как у работников, так и у руководителей, приводят к трагедии.

По словам Андрея Николаевича, в этой ситуации у руководителей среднего звена, мастеров и бригадиров особая роль. Они непосредственно организуют работу на местах, общаются с подчинёнными, пользуются авторитетом и поэтому обязаны на личном примере демонстрировать ответственное отношение к производственному процессу. Повышенное внимание уделяется общественному контролю.

– За активную работу мы поощрили 262 уполномоченных по охране труда и 271 общественного инспектора, – отмечает председатель Дорпрофжел. – Они избираются­ из наиболее квалифицированных, авторитетных и инициативных железнодорожников. Мы ждём активизации их работы и реа-льного вклада в решение вопросов безопасности движения поездов и охраны труда.

По мнению участников форума, немало усилий предстоит приложить и в вопросах безопасности движения.

– По итогам работы за 2018-й коллективу железной дороги удалось обеспечить заданный правлением ОАО «РЖД» уровень снижения аварийности к 2017-му, – отметил Анатолий Михайлович. – Общее количество событий сократилось на 26,4%, в том числе на 22% по ответственности подразделений, входящих в состав холдинга. Однако при общей положительной динамике не удалось достичь заданного уровня по снижению количества отказов технических средств 1-й и 2-й категорий и поездочасов потерь от них. В текущем году необходимо выполнить все поставленные правлением компании задачи, учитывая, что для этого есть всё необходимое.

Проведена большая работа по улучшению санитарно-бытовых условий работников. Согласно долгосрочным программам, разработанным, в том числе и по предложению Профсоюза, в дистанции пути поставлено 39 модульных пунктов обогрева и 12 модульных табельных зданий. Однако ещё не все подключены к сетям жизнеобеспечения: 
электро- и водоснабжению, водоотведению. Проблема в том, что при поставке модульных зданий договорами не были предусмотрены оборудование и материалы для их подключения (трансформаторы, кабели, трубы). В результате на конец декабря прошлого года всего лишь 15 пунктов обогрева и 8 табельных были подготовлены к эксплуатации. В профсоюзе подчёркивают: руководителям дирекций необходимо планировать в бюджетах расходы на подключение поставляемых санитарно-бытовых зданий к системам жизнеобеспечения.

– В 2019 году профсоюзу предстоит заключить два отраслевых соглашения на федеральном уровне, коллективный договор ОАО «РЖД» и ещё более 400 коллективных договоров других организаций, – отметил в заключение Андрей Бабинцев. – Это большая работа по проведению переговоров, основанных на взаимном уважении и учёте интересов каждой из сторон. Президиум Профсоюза объявил в Роспрофжел 2019-й «Годом социального партнёр-ства». Намечено проведение собраний, круглых столов, научно-практической конференции, где будут выработаны рекомендации на перспективу.

Важнейшие задачи обозначил и начальник ЮУЖД.

– Железнодорожникам необходимо обеспечить безусловное выполнение бюджетных параметров основной деятельности на основе совершенствования системы управления производственным процессом и сокращения непроизводительных потерь, – подчеркнул он. – Также нужно уделить огромное внимание росту производительности труда на уровне не менее 5 процентов за счёт рациональной организации труда, содержания численности в соответствии с объёмом выполняемых работ и обеспечить рост реальной заработной платы, социальную стабильность и защищённость работников дороги. Только слаженная работа и атмосфера партнёрства руководства дороги, региональных дирекций, центров, профсоюзного актива и трудовых коллективов позволят выполнить поставленные перед нами задачи.

Завершилось мероприятие церемонией награждения отраслевыми и профсоюзными наградами.
Дмитрий Зорин