22 февраля 2019 21:54
фото: Анатолий Шулепов

Первый пошёл

По ЮУЖД прошёл пробный соединённый поезд увеличенного тоннажа

Эксперимент показал, что железнодорожная инфраструктура не готова к нагрузке в 14 тысяч тонн. Но предложенная технология позволит экономить 59 миллионов рублей в год.
В 2018 году разработка поездного диспетчера Южно-Уральской дирекции управления движением Владимира Мензелинцева, осуществлённая совместно с коллегами с Западно-Сибирской магистрали, вошла в десятку лучших на сети в конкурсе «Новое звено». Идея получила поддержку руководства.
Главной задачей проекта «Полигонные технологии для соединённых поездов» стал пропуск соединённого поезда от Западно-Сибирской, через Южно-Уральскую с последующей сдачей на Свердловскую железную дорогу. В настоящее время поезда с большим весом частично разъединяются для уменьшения тоннажа, вагоны включаются в другие составы. В свою очередь организация сквозного пропуска соединённых поездов с повышенной массой через весь полигон ЮУЖД позволит увеличить скорость движения, повысить провозную способность участков и тем самым освоить возрастающие объёмы перевозок.

– У таких составов имеется ряд недостатков. Один из важнейших – необходимость их разъединения и последующий приём каждого на отдельный путь для обработки в техническом и коммерческом отношении. Это в свою очередь негативно сказывается на участковой скорости, увеличивает непроизводительные потери рабочего времени локомотивных бригад и простой грузовых поездов на станции, – рассказывает Владимир Мензелинцев. – Но есть огромные плюсы: организация их движения способствует повышению среднего веса поезда, его средней длины, маршрутной скорости, производительности локомотива и сокращению сроков доставки грузов. Всё это особенно актуально в условиях ограничения пропуск­ной способности в период проведения «окон».

Для того чтобы снизить эксплуатационные потери, команда проекта предложила в технологическом процессе разъединение заменить на смену локомотивных бригад и сокращённое опробование тормозов. Появилась идея формировать соединённые поезда на станции Обь (Западно-Сибирская железная дорога) из составов, имеющих гарантийный участок обслуживания до станции Екатеринбург-Сортировочный (Свердловская железная дорога), а саму смену бригад производить по станциям Петропавловск и Утяк. Причина выбора проста: здесь есть приёмо-отправочный путь, полезная длина которого позволяет принять соединённый поезд.

В конце декабря прошлого года по новой технологии провели первый, экспериментальный состав весом в 14 тысяч тонн. Однако опыт показал, что инфраструктура не готова к такой нагрузке. Прежде всего из-за значительных колебаний в рельсах и большого напряжения контактной сети. На данный момент весовой максимум не будет превышать 12 тысяч тонн.

– По предварительным подсчётам, если по данной технологии будет обрабатываться 10 поездов в сутки, финансовая экономия для компании составит 59 миллионов рублей в год. Она достигается за счёт того, что составы не будут перепростаивать на станциях, если их не разъединять, – отмечает Владимир Мензелинцев. – Экономический эффект от энерго­сбережения около 42 миллионов рублей в год.

Финалист конкурса отмечает, для победы мало придумать что-то стоящее, нужно быть уверенным на 100% в том, что ты говоришь, и правильно презентовать своё изобретение. Необходимо понимать, что любой проект имеет свои минусы, и именно на них будут акцентировать внимание руководители. Поэтому каждый недочёт требуется перекрывать более весомым плюсом.

Добраться до финала было непросто. Подготовка проходила в несколько этапов, и на выходе главная награда – одобрение высшего руководства компании.

– Ко мне обратились коллеги с Западно-Сибирской железной дороги с просьбой поддержать проект. На тот момент своя часть у них была уже готова. Мне дали две недели, чтобы дополнить его частью от Южно-Уральской магистрали. Совмест­но с наставником Михаилом Мензелинцевым мы подготовили необходимые расчёты и обоснование. По факту, ЮУЖД выполняет транзитную функцию – поезда формируются и расформировываются на станциях Западно-Сибирской и Свердловской дорог. В итоге, соединив все звенья цепи, разработка попала в полуфинал конкурса. На этом этапе было очень много ценной информации и тренингов от организаторов, как успешно преподнести свой проект экспертам: что говорить, как расставить акценты, ведь на защиту отводится не более двух минут, – рассказывает об опыте участия в «Новом звене» Владимир Мензелинцев. – Этот конкурс не только вопрос престижа, но и эффективности работы. Над нами взяли контроль эксперты Центральной дирекции управления движением. Только перед ними мы защищались не менее пяти раз. Результат не заставил себя ждать. Это большой толчок в развитии и колоссальный опыт. Главное, не бояться и попробовать.
Наталья Лукьянчикова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28