24 марта 2019 19:18

Фирменное обслуживание

Он мечтал быть литейщиком, а стал лучшим в стране бригадиром поезда

Есть такое выражение «человек-легенда». Порой его употребляют не к месту, просто чтобы польстить человеку. Однако Виктор Анд­реевич Иванов, как никто другой, достоин этого высокого звания. Имя его навсегда вписано в историю пассажирской службы не только Южного Урала, но и всей отрасли.
Он родился 21 января 1919 года, а ушёл из жизни 17 января 1994-го, не дожив нескольких дней до ­75-летнего юбилея. Стаж работы на железнодорожном транспорте у Иванова был немаленький, но и не самый большой – порядка 20 лет. Однако эти годы вместили столько, что иной человек за всю жизнь сделать не сможет.

Виктор Андреевич родом из Омска. В 1938 году его призвали в ряды Красной Армии, и он практически сразу попал в эпицентр боевых действий – ­участвовал в финской войне. С 1941 года и до окончания Великой Отечественной войны воевал в рядах 2-го Украинского фронта под Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге. Служил механиком в авиационном полку, заправлял самолёты топливом. Был ранен. Попал в госпиталь на лечение, где и познакомился со своей будущей женой Людмилой Витальевной, которая работала там хирургической медицинской сестрой.

До войны Виктор Андреевич мечтал стать литейщиком, поэтому очень хотел устроиться на кузнечно-прессовый завод. Однако полученное в войну ранение и, хочется верить, судьба распорядились иначе: в 1956 году Челябинский резерв проводников пополнился новыми работниками. Ивановы пришли туда вместе. Людмила Витальевна и Виктор Андреевич сначала трудились проводниками на поездах дальнего следования, затем супруг выучился на должность механика-бригадира. За время поездок Иванов повидал всякое. О чём он думал, анализируя увиденное, о чём переживал? Мне представляется, что Виктор Андреевич уже тогда размышлял о престиже своей профессии. В то время «пойти в проводники» не считалось завидной долей. К этой профессии относились с некоторым неуважением: мол, много ума не надо. Мне кажется, именно тогда Иванов решил изменить отношение окружающих к нелёгкому труду. И такая возможность ему представилась. В мае 1965 года, по инициативе работников Управления Южно-Уральской дороги и коллектива Челябинского резерва проводников ЮУЖД был аттестован на категорию «фирменный» поезд сообщением Челябинск – Москва «Южный Урал». А в 1970 году у нас начали формировать первые комсомольско-молодёжные бригады, и Виктору Андреевичу доверили возглавить одну из них.

Несмотря на то что коллектив начал работать, можно сказать, с чистого листа, проводники за очень короткое время сумели достичь больших успехов в социалистическом соревновании, вошли в число передовых бригад Челябинского резерва проводников, а затем стали лучшими на сети дорог. За счёт чего им удалось добиться таких успехов? Иванов был твёрдо уверен, что проводник пассажирских вагонов представляет всю дорогу. От его поведения, от его умения создать уют и комфорт складывается впечатление не только о магистрали, но и о системе МПС в целом. Поэтому его бригада начала с того, что выработала свой собственный кодекс, согласно которому все проводники обязались нести профессиональную ответственность за настроение и самочувствие пассажиров, чистоту вагонов, внедрение новых форм работы. Так, за чистотой в вагонах следили специальные «тройки», состоящие из проводников бригады. Девушки из «тройки» 2–3 раза за рейс обходили весь состав, ставили оценки за гигиену и чистоту вагонов, чистоту посуды и ковровых дорожек. Между собой дев­чата договорились: работать абсолютно честно, чтобы ревизоры не смогли сделать ни единого замечания! Полученные результаты позже учитывались при подведении итогов соревнования, а победители премировались по единогласному решению коллектива.

Ещё одно непременное условие: ни единой жалобы пассажиров! И вот тут открылся простор для творчества. Например, девушки обратили внимание, что пассажиры нередко отстают от поезда по самой прозаической причине: бегают на очередной станции по перрону в поисках газетного киоска. А бригада Иванова взяла на себя обязанность приобретать и затем распространять газеты и журналы в вагонах фирменного поезда «Южный Урал».

Активной помощницей мужа выступала Людмила Витальевна. Девушки, которым было по 18–20 лет, называли её «тётя Люда», а то и «мама Люда». Так вот, при активной помощи «тёти Люды» сначала в купейных, а затем и в плацкартных вагонах фирменного поезда появились «аварийная» и платная аптечки, были организованы «бытовые» уголки, в которых к услугам пассажиров предлагались иголки с нитками, пуговицы, лезвия для ­бритья, наборы парфюмерии (одеколон, мыло, зубная паста), а также настольные игры (шахматы, шашки). Но и это ещё не всё! Через проводника пассажир мог дать телеграмму, заказать такси, забронировать номер в гостинице.

Работу бригады характеризует и ещё одна интересная деталь: пассажиры, желающие пить вкусный чай с кондитерскими изделиями, могли получить его от проводников в любое время суток. Люди, не привыкшие к такому сервису, вспоминали поездки в других пассажирских поездах: 
«…я мучился бессонницей в душном непроветриваемом купе, ссорился с проводником, вымаливая у него стакан чаю, который попросту не готовили потому, что в вагоне не было воды»; «… на короткой остановке мыл собственноручно окна купе, стёкла которых были до такой степени черны от грязи и копоти, что удавалось сквозь них рассмотреть лишь – едем днём или ночью!»; «… спал на мокрых простынях, отбиваясь ночью от назойливых разносчиков, предлагавших «белое крепкое со сниженной наценкой…». А в «Южном Урале» пассажиров встречали с улыбкой, людей ждали чистейшие купе, на столиках, покрытых белоснежными салфетками, уже были аппетитно разложены печенье, вафли и сахар в специально изготовленной фирменной посуде, а чай давали по первому требованию. Так что на злободневный вопрос, можно ли работать без жалоб, бригада Иванова отвечала: «Можно!». За много лет на её счету были тысячи благодарностей и ни одной жалобы. Не было поводов? Да, не было! Не было потому, что ни одна просьба пассажиров не оставалась без внимания.

Были у бригады и другие традиции. Когда поезд отправлялся с вокзала, то в динамиках всех купе сначала звучал марш «Прощание славянки», а затем – приветливый голос Иванова с пожеланием доброго пути. А во время пути он в форменной одежде обходил все вагоны по нескольку раз и с улыбкой задавал пассажирам неизменный вопрос: «Как едется?».

За годы очередной пятилетки (с 1970 по 1975 годы) проводники бригады Иванова десять раз выходили победителями соцсоревнования среди коллективов Челябинского резерва проводников. За это же время почти 50 тысяч (!) пассажиров сказали им «спасибо» в письменном виде. Вот некоторые записи: «… проводницы хорошо воспитаны»; «…они сами, своим видом, являются украшением вагона!» Что касается бытовых деталей, то пассажиры тоже не скупились на похвалы: «… в вагонах тепло и светло, в купе цветы, постели заправлены аккуратно, столики сервированы для вечернего чая». А журналист газеты «Призыв», рассказывающий о «тринадчике», как-то не удержался и добавил: «Помимо того, что все девушки бригады – члены ВЛКСМ и все имеют звание «Ударник коммунистического труда», они все являются донорами». Неудивительно, что девушек нашего фирменного поезда часто называли «стюардессы стальных магист­ралей»!

Виктор Иванов жил под лозунгом «Фирменному поезду – фирменное обслуживание». И в конце концов его мечта сбылась – пассажиры поменяли своё отношение к профессии проводника, разглядели в нелёгком труде хрупких девушек гордость и благородство.

Многие люди поговаривали: «Иванову повезло, что он работает в Челябинске. Здесь все – от начальника дороги до слесаря – одержимы стремлением сделать «свои» пассажирские поезда самыми лучшими!». Но мало кому из них приходила в голову мысль, что поддержка начальства, профсоюзов – это важно, но ещё не всё. Ведь сколько труда надо было вложить самому Иванову, чтобы довести до ума каждое начинание.

В 1979 году Виктор Андреевич вышел на заслуженный отдых. Но и после этого он больше 10 лет работал с молодёжью, учил уму-разуму будущих проводников в ПТУ-68. Скольких он выучил, дал «путёвку» в жизнь? Никто не считал.

Дорога сводит людей, роднит их. Она же и разводит в разные стороны. Профессия проводника особая! Она не позволяет оставаться безучастным свидетелем и житейских драм, и человеческих радостей. Надо иметь очень щедрое сердце, чтобы быть способным хотя бы просто на душевный отклик, когда он необходим. Бригада Иванова долгое время являлась эталоном качественного обслуживания пассажиров. Без преувеличения можно сказать, что именно наши девушки заложили основы сервиса, который сегодня предлагает Компания «Российские железные дороги». И до сих пор все действующие начальники поездов равняются на почётного железнодорожника, кавалера орденов Трудового Красного Знамени и Трудовой Славы 3-й степени Виктора Андреевича Иванова.
Ирина Вавилова, хранитель музея ЛВЧД Челябинск