23 марта 2019 07:23
фото: Анатолий Шулепов

Про поверку и проверки

Дорожный день качества, на котором рассматривали вопросы метрологического обеспечения, оказался не по-зимнему жарким.
К совещанию начальник Южно-Уральского центра метрологии Валерий Мухамадиев подготовился основательно: объёмный доклад, наглядные слайды… И любопытные выводы.

Напомним, сегодня наш центр имеет право проводить калибровочные работы по более чем 600 позициям, плюс к этому – поверять ещё 63 позиции. Это, скажем прямо, гигантский объём!

– Поясните, какое количество имеющихся на полигоне дороги приборов вы можете сегодня поверять своими силами? – обратился к начальнику центра главный инженер ЮУЖД Валерий Яковлев.

– Чуть более 92 процентов. И я сразу хочу сказать, что к 100-процентному охвату мы не стремимся, это экономически нецелесообразно, поскольку необходимые для поверки приборы стоят дорого, а использоваться будут лишь несколько раз в году. Так что, в прямом смысле слова, дешевле поручить эту работу сторонним организациям. Однако, если рассматривать «целесообразные» позиции, сегодня мы закрываем их почти все. А в ближайший год этот показатель ещё вырастет и станет практически абсолютным, – ответил Валерий Рифович.

К такому положению дел метрологи шли постепенно и последовательно, в течение пяти лет. В прошлом году, например, расширили область аккредитации за счёт разрешения на калибровку метрштоков, толщиномеров и стенкомеров, устройств измерительных параметров релейной защиты типа «Ретом 11, 21, 41, 51, 61», блоков питания постоянного и переменного тока (МВЛ), приборов контроля сопротивления и потенциала опор контакт­ной сети ПК-1, ПК-2, измерителей параметров разрядников и выравнивателей типа ПРВ-01.

Помимо этого, по инвестиционной программе ОАО «РЖД» также были получены анализатор качества электроэнергии, который позволит обслуживать измерительные каналы передачи данных автоматизированных систем коммерческого учёта электроэнергии, и калибратор фазы Н6-2 для проведения метрологического обеспечения измерителей разности фаз.

– Однако надо уточнить, что конкретно это оборудование мы сможем запустить в дело только после расширения области аккредитации. По нашим планам, это произойдёт в первом полугодии 2019 года, – уточнил Валерий Мухамадиев.

Дополнительно в Оренбургскую метрологическую группу поступили микроскоп инструментальный, линейка поверочная 2000 мм, штангенрейсмас 2500 мм.

– Что позволит предприятиям Оренбургского региона проводить метрологическое обеспечение технически сложных геометрических средств измерения непосредственно в Оренбурге, а не возить их в Челябинск, – объяснил выгоду руководитель центра.

Несмотря на значительные объёмы работы по поверке и калибровке средств измерений, специалисты центра смогли усилить не только метрологическое обслуживание средств измерений, но и проверки состояния метрологического обеспечения на предприятиях холдинга РЖД: их число возросло на 11 процентов по сравнению с показателями 2017 года.

– Надо сказать, количество замечаний, которые приходятся на одну проверку, выросло. В какой-то степени это связано с тем, что выросло количество проверяемых позиций. Так, мы начали рассматривать, в том числе, порядок проведения входного контроля средств измерений и своевременность их внесения в АСУ метролога. Однако списывать всё только на «новые критерии» нельзя, – отметил Валерий Рифович.

Среди отстающих оказались Южно-Уральская дирекция по энергообеспечению, Дирекция социальной сферы и Южно-Уральская дирекция по тепловодоснабжению. Главным инженерам этих подразделений дали возможность выступить, они отчитались об уже проделанной работе и сообщили, что планируют сделать в будущем.

Возможность выступить предоставили и руководителю Цент­ра охраны окружающей среды ЮУЖД Оксане Черноволовой, но уже совсем по другой причине.

– По результатам метрологического надзора за 2018 год это подразделение не получило ни одного замечания, – объявил Валерий Рифович. – Состояние метрологического обеспечения в центре соответствовало установленным требованиям как в части ведения необходимой документации по метрологической деятельности, так и в технологической части.

– Мы выстраивали эту работу на протяжении последних пяти лет, – пояснила Оксана Черноволова.

Так, в центре ежегодно утверждают графики поверки и аттестации используемого оборудования; на всех применяемых сред­ствах измерения – для наглядности – прикреплены этикетки с указанием наименования оборудования, заводского номера, даты поверки и срока её окончания, а также подпись ответственного за техническое состояние. Вновь приобретённое оборудование в обязательном порядке проходит входной контроль, который включает проверку целостности упаковки, комплектности оборудования в соответствии с паспорт­ными данными и упаковочным листом, наличие сопроводительной документации, такой, как паспорт на средства измерения, сертификат, свидетельство о первичной поверке, сведения об утверждении типа. Средства измерения, используемые на выезде, выдаются сотрудникам лаборатории только после предварительной проверки, в исправном состоянии, и принимаются после возвращения в лабораторию ответственным за метрологическое обеспечение (причём вся эта процедура фиксируется в «Журнале движения оборудования, используемого на выезде»).

– Образцовое отношение к делу! – подчеркнул главный инженер ЮУЖД Валерий Яковлев и предложил наградить предприятие дипломом.

Ещё один важный вопрос, который обсудили присутствующие, – особенности работы в АРМ Метролога. Дело в том, что в январе на дороге будет установлена новая версия программы, и к этому времени пользователи уже должны с ней познакомиться. И, конечно же, перед инженерным корпусом дороги поставили вопросы, на которые надо будет обратить внимание в ближайшие 12 месяцев.
Марина Пономарёва