18 ноября 2019 01:26
18 ноября 2019 01:26
Специальный проект 'Под знаком качества'

Успешная форма взаимодействия

Эффективность работы железнодорожной станции во многом зависит от слаженных действий всех хозяйств

Ровно шесть лет назад на Южно-Уральской железной дороге были созданы первые Узловые рабочие группы.
Поводом к их формированию послужили реформы, проходящие в Компании. После образования в отрасли функциональных филиалов с вертикально-интегрированной структурой управления и выходом дирекций из состава железных дорог остро встал вопрос координации их работы на региональном и линейном уровнях. Эффективным инст­рументом в решении этих задач стали Узловые рабочие группы. Ключевая роль в координации работы железнодорожных узлов была отведена начальникам железнодорожных станций. 

За минувшие годы на Южно-Уральской железной дороге проведена целенаправленная работа по формированию оптимальной системы технологической координации, в процессе которой менялся порядок организации работы Узловых рабочих групп (далее – УРГ), перечень показателей их деятельности. Корректировалось и само количество УРГ. 

Сегодня на полигоне дороги функционируют девять УРГ. Все они сформированы на важнейших сортировочных, участковых и одной грузовой станциях дороги. 

Распорядительные документы, регламентирующие работу УРГ, чётко прописывают перечень их основных задач и функций. Как показывает практика, руководители УРГ оказывают действенное влияние на реализацию возложенных на них задач. Успешно решаются вопросы, находящиеся в компетенции линейных предприятий, не требующие дополнительных финансовых затрат или внесения изменений в нормативные документы вышестоящего уровня. 

При этом реализация мероприятий, направленных на решение технологических и технических проблем железнодорожного узла, требующих привлечения инвестиционных вложений, – процесс небыстрый, поэтому от момента старта до начала финансирования уходит не один год. Региональными дирекциями оказывается поддержка в части технико-экономического обоснования предложений и их включения в проекты инвестиционных программ. Однако соответствующим финансированием подтверждается и реализуется только малая их часть. Получается, что практическое воплощение ряда проектов «откладывается». На сегодняшний день проблема развития железно­дорожных узлов актуальна и в перспективе требует от­дельного системного и комплексного рассмотрения.

Как определить лучших?
На формирование рейтинга УРГ влияет выполнение ими основных показателей работы станции и снижение непроизводительных потерь в перевозочном процессе. В учёт идут такие показатели, как выполнение простоя транзитных и местных вагонов, графика отправления грузовых поездов, погрузки, выгрузки, снижение потерь поездо-часов от отказов технических средств и технологических нарушений и т.д.  Большое внимание уделяется сокращению потерь за счёт внедрения предложений по совершенствованию технологических процессов в рамках программы «Бережливое производство».

При этом важным условием участия в соревновании является соблюдение работниками требований обеспечения безопасности движения поездов и охраны труда. В связи с чем исключаются из участия в рейтинге те УРГ, которые допустили события, связанные с нарушением безопасности движения поездов (указанные в пунктах 3 и 4 Положения, утверждённого приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344), и тяжёлые несчастные случаи производственного травматизма.

В начале текущего года, с целью вовлечения в работу УРГ руководителей смежных подразделений, на дороге были сформированы дополнительные оценочные критерии деятельности УРГ. На сегодняшний день можно утверждать, что существующая методика оценки эффективности работы УРГ охватывают весь спектр их деятельности.

Кроме того, на дороге разработана и успешно функционирует система мониторинга выполнения установленных показателей УРГ. Выходной формой системы является сводный экран учёта показателей УРГ, разработанный специалистами технологической службы и Челябинского ИВЦ, размещённый на дорожном информационном ресурсе. Данные по выполнению показателей заносятся из информационных систем работниками станции, назначенными приказами, посредством АРМа ручного ввода. Контроль за достоверным учётом показателей осуществляется руководителями и специалистами причастных региональных дирекций и служб дороги. Сводный экран отражает в режиме реального времени текущую ситуацию. 

Итоговые результаты эффективности работы УРГ за квартал и в целом за год подводятся дорожной комиссией под председательством первого заместителя начальника железной дороги Сергея Сергеевича Чернова. В состав комиссии входят руководители причастных хозяйств и служб дороги (службы технической политики, экономики и финансов, корпоративной информатизации, организации и оплаты труда и технологической службы).

Немаловажную роль в повышении заинтересованности работников в достижении общекорпоративных целей, улучшении результатов производ­ственно-хозяйственной деятельности играет мотивация. На сегодняшний день на Южно-Уральской железной дороге установлен единый порядок поощрения работников за обеспечение эффективной работы железнодорожного узла. 

Каких результатов в работе достигли УРГ?  
Согласно дорожному рейтингу, как в прошлом, так и в текущем году наиболее эффективной признана деятельность УРГ Златоустовского, Орского и Петропавловского железнодорожных узлов, которые обеспечивают стабильное выполнение установленных показателей. 
В первом квартале текущего года первое место на дороге заняла УРГ Орского железнодорожного узла. Во втором и третьем квартале – УРГ Златоустовского железнодорожного узла. 

До недавнего времени УРГ соревновались только внутри дороги. В этом году в Компании впервые начали формировать сетевой рейтинг. И для наших УРГ дебют оказался удачным: во втором квартале почётное второе место в категории «сортировочная станция» занял Орский железнодорожный узел, а в третьем квартале второе место в категории «участковая станция» – Златоустовский железнодорожный узел. 

Благодаря грамотным управленческим решениям руководителей Узловых рабочих групп и реализации мультифункциональных проектов по совершенствованию технологических процессов достигнуто выполнение ряда показателей, в том числе простоя транзитного вагона на железнодорожных станциях Златоуст, Орск, Челябинск-Главный. 

Как пример, на станции Орск за счёт пересмотра времени явки локомотивных бригад вывозных локомотивов в эксплуатационном локомотивном депо Орск сократилось на 337 случаев (12,1%) количество локомотивных бригад, отправленных с явкой более двух часов. Организация укрупнённой бригады осмотрщиков-ремонтников вагонов за 10 месяцев обеспечила снижение простоя транзитного вагона с переработкой в парке «В» станции Орск (по элементу «ожидание обработки») на 0,39 часа (54,9%). 

На станции Златоуст достигнуто сокращение оборота локомотива по элементу от прибытия до КП и от КП до отправления на 1,05 часа (30%), а также выполнение простоя транзитных поездов без переработки. Установленные задания выполнены в результате реализации проекта по удлинению полезной длины предохранительного тупика № 29 в нечётной горловине станции.

Кроме того, на станции Златоуст установлен контроль за прибытием вагонов в адрес АО «ВРК-3»­ с Южно-Уральской и других железных дорог для проведения плановых ремонтов. Это позволило обеспечить беспрепятственный приём и отправление транзитных поездов чётного и нечётного направления.

В октябре 2017 года на станции Челябинск-Главный было проведено сетевое совещание. Коллективом Узловой рабочей группы Челябинского железнодорожного узла были разработаны действенные мероприятия по изменению технологии работы и приведению станции к эстетическому виду. Данное мероприятие получило высокую оценку со стороны руководства ОАО «Российские железные дороги». По итогам совещания было рекомендова­но внедрение на сети железных дорог положительного опыта работы станции Челябинск-Главный.

К сожалению, на сегодняшний день не все УРГ обеспечивают выполнение установленных показателей. Необходимо, чтобы подтянулись и вышли из зоны критики Узловые рабочие группы, занимающие в течение длительного времени последние места в рейтинге. Руководители данных УРГ, сосредоточившись на решении вопросов организации эксплуатационной работы станций, гораздо меньше уделяют внимания детальной проработке перспективных технологических и технических решений.

Для рассмотрения проблемных вопросов, возникающих на железнодорожном узле и требующих принятия решений на дорожном уровне, на узловые станции выезжают руководители дороги, дирекций и регионов. 

Есть над чем работать!
Нормативными документами ОАО «РЖД» установлена периодичность проведения заседаний УРГ не реже одного раза в месяц. Иногда этого недостаточно, исходя из производственной необходимости, «встречи единомышленников» происходят чаще. 

Заседания УРГ стали действенным инструментом влияния на ситуацию на железнодорожном узле. Именно здесь все руководители подразделений, ответственные за выполнение производ­ственных процессов, могут изложить свою точку зрения, выслушать доводы друг друга и найти оптимальный вариант решения проблемы. 

Как показала практика, Узловые рабочие группы являются источниками идей и предложений по совершенствованию технологических процессов. В связи с этим руководством Компании и дороги поставлена задача руководителям Узловых рабочих групп организовать работу по привлечению работников структурных подразделений, расположенных в границах железнодорожных узлов, а также грузоотправителей и грузополучателей к подаче идей и предложений на краудсорсинговой платформе «ПРО ДВИЖЕНИЕ». Привлекательность данного ресурса состоит в том, что идеи подаются без оформления их в виде проектов и рацпредложений. Участие представителей УРГ в данной платформе позволит вовлечь работников в процесс постоянных улучшений, направленных на увеличение пропускной способности железнодорожного узла и дороги в целом.

Основными причинами производственных потерь на сегодня являются завышение оборота локомотива в узле и невыполнение установленных параметров эксплуатационной работы. Это прямые потери, допущенные в результате несоблюдения технологических процессов работы станций. Правильный подход позволит более эффективно использовать локомотивный парк и повысить производительность локомотива – важный бюджетный показатель. 

Подводя итоги, можно констатировать, что Узловые рабочие группы – это одна из успешных форм взаимодействия на регионах, которую смело можно назвать «живой», её работа постоянно совершенствуется. Ценность Узловых рабочих групп в возможности регулярного и системного обсуждения и контроля решения проблем, своевременного реагирования на изменяющиеся условия, а также в постановке перспективных задач для бесперебойного функционирования железнодорожного узла.

Элемент не найден!