15 сентября 2019 13:05

Гибридный эффект

Его работа напрямую относится к проекту «Цифровая железная дорога»

Студент четвёртого курса Оренбургского железнодорожного техникума Яков Петров в дипломном проекте предложил интересное техническое решение, которое признано инновационным и впервые предлагается для реализации на сети дорог.
– Дипломную работу студента Яши Петрова, в которой он предложил нестандартное техническое решение по организации цифровых каналов связи по кабелям волоконно-оптической линии в цепях двухсторонней автоблокировки, можно смело отнести к проекту «Цифровая железная дорога», – подчёркивает заместитель начальника Оренбургского регионального центра связи Владимир Трунов.

Автор проекта исходил из того, что волоконно-оптическая линия связи имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с электронными системами, использующими передающие среды на металлической основе. Прежде всего, идущие по ним сигналы не искажаются ни одной из форм внешних электронных, электромагнитных или радиочастотных помех, а также не подвержены скачкам напряжения. Идеально подходит для передачи данных в цифровых вычислительных системах, цифровой телефонии, устройствах автоматики и телемеханики. Одно из преимуществ – длительный срок эксплуатации, который составляет примерно 25 лет. По единственному волокну оптоволоконной связи одновременно можно передавать до одного миллиона телефонных разговоров. Эти кабели очень малы в диаметре и чрезвычайно легки. Один километр весит примерно 240 кг.

– Что касается действующей магистральной кабельной линии связи с сигнальными жилами для устройств автоблокировки, то всё это безнадёжно устарело как морально, так и физически. Они ненадёжны, а длительный срок эксплуатации приводит к резкому удорожанию стоимости текущего и капитального ремонтов. Данные системы, прослужившие не один десяток лет, нецелесообразно реконструировать. Предпочтительнее провести полную модернизацию числовой кодовой автоблокировки и магистральной линии связи при помощи оптоволоконной технологии, которая станет в будущем главным средством передачи информации, – считает молодой автор проекта.

По мнению Яши Петрова, для передачи сигналов автоблокировки необходимо использовать цифровые мультиплексоры СМК-30. Это единая технологическая платформа, способная комплексно решать телекоммуникационные задачи на современном уровне. СМК-30 объединяет в себе практически все системы и технологии связи железнодорожной станции. При этом обеспечивается высокая надёжность и современный уровень предоставляемых услуг. Мультиплексор может использоваться как комплексное решение со всеми видами связи, так и выборочно – с отдельными системами в любых комбинациях в зависимости от потребности. В настоящее время является наиболее подходящим оборудованием по экономическим показателям и техническим характеристикам для передачи цифровой информации по волоконно-оптическому кабелю. Применение данного мультиплексора вполне реально для модернизации линий автоблокировки. 

В качестве современной альтернативы частотной автоблокировке разработчик предлагает использовать аппаратуру кодовой электронной блокировки на микропроцессорной базе КЭБ-2. Эта система является наиболее прогрессивной и в то же время самой экономичной из всех существующих на сегодняшний день. В ней сочетаются все достоинства и простота числовой кодовой автоблокировки и широкие возможности микропроцессорной техники. Для обеспечения её работы требуется минимальный расход кабеля на перегоне и небольшое количество аппаратуры, которая занимает очень мало места. Даже при обрыве кабеля система продолжает выполнять функции автоблокировки. Применение современной микропроцессорной базы, наличие встроенного контроля параметров принимаемого и вырабатываемого кода обеспечивает чёткую работу как самой КЭБ-2, так и автоматической локомотивной сигнализации. Следует отметить, сегодня КЭБ-2 эксплуатируется и на Южно-Уральской железной дороге.

– Но не всё так просто. Проблема в том, что в настоящее время каких-либо технических решений, позволяющих включать цепи автоблокировки в волоконно-оптический кабель связи, пока не найдено. Рискну озвучить свой вариант. В качестве увязки можно воспользоваться конвертором FlexCON-NG, – предлагает Яков.

В своём проекте студент сравнил стоимость затрат на строительство линии автоблокировки с медно-жильным кабелем и волоконно-оптической линии связи на перегоне Сакмарская – Чебеньки. Разница составила всего 1,5 млн рублей. Но если учесть, что в процессе эксплуатации затраты на содержание волоконно-оптической линии связи значительно ниже, то это вполне приемлемо. К тому же на порядок повышается уровень безопасности движения поездов.

Яша Петров прекрасно учился, активно участвовал в общественной жизни. Во время прохождения практики показал себя грамотным специалистом. После окончания техникума был занесён в книгу лучших выпускников Оренбурга. 

– Яша – наш целевик. Тему дипломной работы выбирал вместе со своим руководителем и моим заместителем Владимиром Труновым. Это плод их совместной деятельности. Проект можно смело назвать инновационным. В нём представлен современный подход к преобразованию аналоговых сигналов автоблокировки в цифровой вид для передачи по волоконно-оптическому кабелю. Это один из принципов формирования новых сквозных цифровых технологий в организации перевозочного процесса. Данное техническое решение впервые предлагается для реализации в ОАО «РЖД», – резюмирует начальник РЦС-2 Максим Хромов.
Вячеслав Чеботько