20 февраля 2020 12:10

20 февраля 2020 12:10

фото: Анатолий Шулепов

У паровоза есть душа

Потомственный железнодорожник освоил все виды грузовых локомотивов

Машинист локомотивного эксплуатационного депо Челябинск Вадим Шевченко трудится на магистрали более 30 лет, а своё будущее выбрал ещё в пятом классе. Сейчас он почётный работник Южно-Уральской дирекции тяги, лучший общественный инспектор предприятия за минувший квартал и опытный наставник для начинающих машинистов. Выражение «железнодорожником нужно родиться» – как раз про него.
Вадим Николаевич вырос около железной дороги, на станции Полетаево-1. Управлять локомотивами мечтал с детства. На магистрали трудились его родители, а сам он с пятого класса посещал Челябинскую малую железную дорогу. Окончив школу, даже не думал, куда поступать, сразу пошёл учиться на машиниста.

С первого дня работа казалась ему привычной – сказался опыт, полученный на малой магистрали. Но, конечно, на большой дороге всё было гораздо сложнее.

– Когда только пришёл в локомотивное эксплуатационное депо, знакомые позвали на электровоз. Немного там поработал, ушёл в армию. Когда вернулся, ребята убедили, что лучше работать на тепловозах, – улыбается наш собеседник. – Водить их оказалось сложнее, но приятнее. График: день – ночь – двое суток дома.

Было время, когда Вадим Николаевич освоил и паровоз. В 80-е годы работал на нём в Полетаево на промывке вагонов в пределах станции. Но иногда выезжал в Троицк, где находится единст­венное на ЮУЖД депо для ремонта этой раритетной техники.

– Я давно засматривался на этот паровоз, проходя мимо родной станции. Всё хотел попробовать, каково это, – объясняет машинист. – И когда мне предложили работать на нём, сразу согласился, ведь любую теорию нужно закрепить на практике, а «паровозному делу» я учился, когда получал профессиональное образование. Конечно, он куда сложнее в управлении. Нужно следить за давлением пара, постоянно смазывать все детали, конт­ролировать уровень воды. Важно помнить: вода уйдёт – котёл взорвётся. Но мне нравилось управлять этой интересной техникой, это такая романтика, будто погружаешься глубоко в прошлое, чув­ствуешь интуитивно, как поведёт себя гигантская машина. На электровозе, на тепловозе – не то. 

Когда паровозы окончательно упразднили, машинист вернулся к управлению тепловозом. Сейчас он трудится на нечётной горке станции Челябинск-Главный – ведёт маневровые работы, формируя грузовые составы. Нередко Вадим Шевченко становится наставником для молодых людей, только окончивших учебные заведения.

– Молодёжь приходит в депо постоянно, и наша задача – научить ребят всем премудростям профессии, – рассказывает Вадим Николаевич. – Я обязательно требую, чтобы каждый наизусть знал все инструкции и понимал, как применять их на практике, ведь работа ответственная. Конечно, ребята нынче разные, но есть очень серьёзные парни, которые стремятся скорее всё узнать. Такие, как правило, и добиваются успехов. Бывает, что и они нас учат, например, рассказывают о каком-нибудь новом распоряжении. Получается взаимное обучение.

Вадим Шевченко уверен, что главное качество для железнодорожника – это требовательность к себе и умение отвечать за поступки. Этого он ожидает и от своих коллег, и от сотрудников других хозяйств стальной магистрали. Именно поэтому уже много лет он совмещает основную работу с деятельностью общественного инспектора. Говорит, когда только начинал службу, нарушений было гораздо больше. Он и сегодня не проходит мимо случаев несоблюдения правил, например, работник находится на путях без сигнального жилета или переходит железнодорожное полотно в неустановленном месте… Бывает, выявляет и случаи прямой угрозы безопасности движения: посторонний предмет на путях, лопнувшая стрелка, неисправный световой сигнал и многое другое. За особую бдительность и ответственное отношение к делу в октябре Шевченко признали лучшим общественным инспектором Южно-Уральской дирекции тяги за третий квартал 2018 года.

– Это «живая» работа, постоянно взаимодействуешь с людьми, и они начинают к тебе прислушиваться и впредь не допускают нарушений, – объясняет наш собеседник.

Бывало, Вадим Николаевич выявлял угрозу безопасности движения и в пути следования, находясь за управлением локомотива.

– Однажды еду ночью, вижу – на соседнем пути посторонний предмет. Это была шпала, которую кто-то явно умышленно перпендикулярно положил на рельсы. Сразу по рации сообщил дежурной, а потом выяснилось, что по этому пути через 20 минут после моего сообщения должен был пройти пассажирский поезд. Вот что бы было, если бы я не заметил? И машинист того состава не увидел бы – ночь, а на том участке ещё и кривая!

Конечно, работа напряжённая, и, чтобы жить в гармонии с собой, каждому необходимо иметь дело, которое по душе и отвлекает от трудовых будней. Свободное время машинист часто проводит на даче, в том самом посёлке, где когда-то давно впервые увидел и полюбил поезда. Не так давно радовал коллег огромными сладкими яблоками из своего сада.

– Народ удивлялся, мол, как такие большие вырастают, ты их, что ли, в магазине купил? – смеётся железнодорожник. – Ну, точно, целый мешок купил и принёс. Сами растут! Видимо, земля им нравится и сорт такой. Вкуснее и слаще, чем на прилавках.
Марина Паниковская

Элемент не найден!