24 июля 2019 13:01
фото: Анатолий Шулепов

Курс на цифровизацию

На ЮУЖД подвели итоги и поставили новые задачи по внедрению и эксплуатации информационных систем

Интервью Александром Насрулином, начальником службы корпоративной информатизации ЮУЖД

– Александр Михайлович, на базе вашей службы состоялась дорожная школа передового опыта. Какую цель вы ставили, готовясь к этому мероприятию?

– У нас большой опыт по организации дорожных школ специалистов ЮУЖД по информатизации, мы провели их уже 15. Если учитывать, что сама служба была создана лишь 19 лет назад, то получается, что мы начали их готовить практически «без раскачки». Однако это не значит, что подобные мероприятия происходят… рутинно, и уж тем более не представляют интереса для участников. Информационные технологии – это очень «живая» сфера, «погода» здесь меняется постоянно, появляются новые, прорывные технологии. А поскольку на нас возложены обязанности по развитию информационных систем, повышению их надёжности, эффективности и соответствия текущим по­требностям бизнеса, то на любой школе хватает и бурных обсуждений, и острых дискуссий. Формат школы был составлен так, чтобы предоставить участникам возможность обменяться передовым опытом по эксплуатации информационных систем, обсудить особенности внедрения программно-технических комплексов. Школа прошла под председатель­ством главного инженера ЮУЖД Валерия Анатольевича Яковлева, что показывает её актуальность и значимость.

– Вы сказали, что информационные технологии – «живые». В чём это выражается?

– В качестве примера приведу очень краткий ­перечень основных направлений, которыми дорога занималась на протяжении последних десяти лет. Был выполнен ввод вычислительного комплекса ДЦУП в новом специализированном здании, что позволило оптимизировать процесс управления перевозочным процессом. Внедрена технология подписания технологического документо­оборота электронно-цифровой подписью. В настоящее время подписание электронно-цифровой подписью производится практически во всех информационных системах, в т.ч. в ЭТРАН, ЕАСД, АСУ СТ, АСУТ-Т, АСУТ и др. Был выполнен ввод в эксплуатацию проекта «Электронный маршрут машиниста» МЭК-ЭММ, что позволило повысить достоверность информации, технологическую дисциплину, эффективность организации рабочего времени и времени отдыха локомотивных бригад, а также повысить безопасность движения поездов. Введены в эксплуатацию системы ЕК АСУТР и ЕК АСУФР на Петропавловском отделении ЮУЖД с учётом законодательства Республики Казахстан.

К очередной школе мы подошли, имея приличный багаж. Вдумайтесь: сегодня на полигоне дороги эксплуатируется 378 информационных систем и их функциональностей, 98 электронных терминалов самообслуживания, более 500 виртуальных серверов, 1753 узла сети передачи данных. Число пользователей, имеющих доступ к различным информационным системам, неуклонно растёт и составляет порядка 15 000 человек. 

– Какие темы для обсуждения вы выбрали на этот раз?

– Основным направлением развития железнодорожного транспорта сегодня является реализация комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога», в том числе применение цифровых технологий и методы их реализации на примере внедрения проектов «Цифровая станция», «Умный дом», «Интернет вещей». Мы дали слово представителям тех подразделений, где реализацию этих проектов уже можно увидеть во­очию. Поскольку вы в газете «Призыв» уже не раз освещали работу наших «передовиков», то я не буду подробно останавливаться на этом вопросе. А вот рассказать о том, какие ключевые задачи должны выполняться сегодня и в ближайшее время, необходимо.

В нашей службе в этом году мы провели работу по ИТ-аудиту информационных систем с целью их дальнейшей интеграции и оптимизации. В частности, были выявлены дублирующие и невостребованные АСУ в двух региональных дирекциях, дана оценка автоматизации процесса учёта простоев локомотивов на ПТОЛ в рамках аудита автоматизации процесса планирования ремонта локомотивов, проведена оценка процессов сопровождения ИТ-инфраструктуры персоналом в региональных дирекциях.

До конца года нам коллективными усилиями предстоит внедрить несколько информационных задач, таких, как юридически значимый электронный документооборот (ЮЗЭДО) с контрагентами в системе ЕКАСУФР, внутренний электронный документооборот (ЭДО ПУД) по формам М-4, М-11, ФМУ-76, технологический электронный документооборот в части подписания простой расширенной электронной подписью целого ряда форм первичной отчётности.

Юридически значимый электронный документооборот позволяет обмениваться электронными документами и исключить бумажный документооборот с контрагентами по заключённым договорам. О масштабах предстоящего перехода на ЮЗЭДО говорят две цифры: из 4471 контрагента с действующими договорными отношениями в 2018–2019 годах могут быть переведены на ЮЗЭДО более половины, естественно, при их согласии.

Многое предстоит сделать и в части организации внутреннего электронного документооборота. С января 2019-го все подразделения ЮУЖД будут пере-­
ведены на промышленную эксплуатацию ЭДО ПУД, что позволит повысить оперативность предоставления документов, прозрачность налоговой отчётности.

Надо сказать и о внедрении на полигоне дороги ЕК АСУИ КМО. Технология работы в данной системе предусматривает создание актов осмотра и ввод замечаний с мерами безопасности работниками хозяйства перевозок, ввод замечаний без мер безопасности работниками структурных подразделений, ответственных за устранение неисправностей. В настоящее время проводится опытная эксплуатация ЕК АСУИ КМО причастными дирекциями. Переход на промышленную эксплуатацию будет произведён с 1 февраля 2019 года, с выводом из эксплуатации АС КМО.

– Большая работа проделана и в части перевода станций на автопередачу сообщений о прибытии, отправлении, проследовании поездов по данным устройств СЦБ.

– Совершенно верно. На текущий момент совмест­но с Дирекцией управления движением, Челябинским ИВЦ к функции автоформирования и автопередачи сообщений о продвижении грузовых поездов по данным устройств СЦБ подключены все станции, по которым имеется техническая возможность. Проведённая работа позволила снизить трудозатраты дежурно-диспетчерского аппарата, повысить достоверность данных в информационных системах и исключить человеческий фактор.

– Кстати, о человеческом факторе. На дороге продолжаются работы по подключению барьерных функций…

– Одним из средств повышения эффективности и достоверности информации является подключение программно-логических контролей, реализующих барьерные функции, исключающие допуск на инфраструктуру ОАО «РЖД» локомотивов, специального подвижного состава, моторвагонного подвижного состава, локомотивных бригад, бригад СПС, МВПС, а также пассажирских и грузовых вагонов, не отвечающих действующим нормам и правилам.

С целью исключения допуска технически неисправного подвижного состава на инфраструктуру ОАО «РЖД» в автоматизированных системах подключено порядка 200 логических контролей, в 2018 году будет подключено ещё 17.

– Александр Михайлович, наши каналы связи соответствуют современным требованиям?

– В этом году в части развития СПД был выполнен достаточно большой объём работ. Увеличена пропускная способность каналов СПД на участках Челябинск – Карталы, Челябинск – Златоуст с 42 до 90 Мбит/с., Челябинск – Орск с 42 до 100 Мбит/с, Челябинск – Оренбург, Челябинск – Курган с 42 до 60 Мбит/с. Введены в эксплуатацию беспроводные каналы СПД РОРС по технологии LTE на станциях Половинка-Катавская, Бакал, Гай взамен дорогостоящих спутниковых каналов. До конца года этот список ещё пополнится несколькими объектами. Однако на текущий момент узким местом остаётся магистральный канал СПД до Екатеринбурга, где в пиковые часы загрузка близка к 100%.

– В связи с развитием информационных технологий повышаются и требования к информационной и кибербезопасности.

– Любое развитие информационных систем автоматически влечёт за собой и повышение требований к кибербезопасности. Этот важный вопрос также обсуждался на школе.

На ЮУЖД сегодня реализованы программно-аппаратные средства, позволяющие предупреждать кибератаки. Особое внимание уделяется устранению инцидентов, связанных с информационной безопасностью, контролю за наличием актуальных антивирусных баз и своевременной установке обновлений для ОС. Только в этом году 147 структурных подразделений функциональных филиалов и РЦКУ провели учения по кибербезопасности. До конца года к ним присоединятся ещё 52 подразделения.

– А что с планами на 2019 год?

– Если говорить о наиболее крупных проектах, то предполагается внедрение Электронного маршрута машиниста в АСУ ПРИГ для моторвагонного комплекса, начало реализации проекта «Высоко­скоростная технологическая сеть передачи данных (ВСТСПД)» со сроком окончания в 2024 году. Запланированы работы по снижению бумажного документооборота за счёт использования мобильного приложения WorksPad для проведения совещаний, мобильного рабочего места руководителей на планшетных компьютерах, использование мобильной версии предоставления отчётности о работе дороги в электронном виде.

Работы предстоит много. Но я ещё раз хочу подчеркнуть: достижение поставленных задач по развитию холдинга возможно только при условии соответст­вующего развития информационных технологий. Именно они способны обеспечить эффективность бизнеса ОАО «РЖД» и способствовать снижению операционных издержек, росту клиентоориентированности и производительности труда.
Подготовила Марина Пономарёва