19 октября 2019 00:12
19 октября 2019 00:12
фото: Анатолий Шулепов

Масштабное обновление

На Южно-Уральскую магистраль поступят десятки локомотивов новейших серий

Одну из ключевых станций сети железных дорог – Челябинск-Главный ожидают значительные изменения. К 2020 году, на который в столице Южного Урала намечено проведение саммитов ШОС и БРИКС, здесь не останется ни одного локомотива устаревшей серии.
Так, ожидаются поставки девяти магистральных тепловозов серии 2ТЭ116у. Новые машины призваны заменить морально и физически устаревшие 2ТЭ10, которые действуют на территории столицы Южного Урала сегодня. Причём эти «раритеты» оснащены дизельными двигателями 10Д100, которые выпускались ещё в начале 60-х годов прошлого века. Естественно, такое оборудование даже с натяжкой нельзя назвать современным.

– Ни для кого не секрет, что в настоящее время для нашего города как никогда актуальны вопросы загрязнения воздуха и сохранения окружающей среды, – отмечает заместитель начальника Южно-Уральской дирекции тяги по эксплуатации Илья Киселёв. – Хочу сразу подчеркнуть, что новинки, которые к нам придут, на несколько порядков чище своих устаревших собратьев. Но при этом они обладают более высокими тяговыми характеристиками. А что это означает для железнодорожников? Во-первых, после проведения всех необходимых испытаний мы сможем увеличить средний вес поезда. Во-вторых, лучше будут и качественные показатели. Ну и, конечно, чем новее техника, тем меньше отказов.

Ожидается и существенное обновление маневрового движения станции. Повидавшие виды тепловозы ЧМЭ3 (машинисты их зовут по-простому – «чмухами») уступят место современным ТЭМ7А, которые, кстати, сегодня уже есть в Челябинске. Однако перспективы более интересны: в 2019 году на дорогу прибудут 12 тепловозов ТЭМ14.

– Скорее всего, будет рассматриваться вопрос, чтобы какую-то их часть оставить в Челябинске, – говорит главный инженер Южно-Уральской дирекции тяги Вячеслав Гажа. – Хочу отметить, что ранее подобные машины здесь не работали. Вероятно, у многих возникнет вопрос, зачем они нужны, если эти машины нельзя оборудовать системой МАЛС. А с учётом того, что на данный момент станция активно развивает технологии управления локомотивами без машинистов, это имеет существенное значение при рассмотрении возможности поставок в столицу Южного Урала. Однако учёные из научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте всё же нашли решение этой проблемы: к нам из Санкт-Петербурга на апробацию был передислоцирован «пробный» локомотив, он показал себя достойно. Надеемся, что если Центральная дирекция всё же примет окончательное решение, то данные локомотивы будут оборудоваться системой прямо в условиях завода-производителя. Во всяком случае те, что будут поставляться на Южно-Уральскую магистраль.

Как отмечают локомотивщики, столь масштабное обновление вызовет и немало трудностей. Прежде всего это касается ремонтного аспекта, ведь мало закупить технику, её надо обслуживать.

– В ремонтных депо необходимо удлинять канавы, – рассказывает заместитель начальника Южно-Уральской дирекции тяги по деповскому хозяйст­ву Евгений Филоненко. – Необходимо, чтобы стойла были предназначены для ремонта ТО2 и на ближайшую перспективу ТО3. Оборудование под новые серии локомотивов мы получаем уже с прошлого года. Согласно программе дооснащения, которая на сегодня уже подписана, на эти цели предусмотрены затраты в размере 149 миллионов рублей.

В Южно-Уральской дирекции тяги поделились и далёкой перспективой: к 2021 году в Челябинск планируются поставки локомотивов ТЭМ18ДМ. Здесь полагают, что в связи с предстоящими саммитами этот процесс можно будет ускорить.

– Свои предложения с просьбой рассмотреть данный вопрос мы уже отправили в центральную дирекцию, – сообщил главный инженер дирекции Вячеслав Гажа. – Будем ждать ответа. Очень надеемся на поставки в 2019 году.

Однако масштабная программа замены устаревших локомотивов не ограничивается исключительно центральной станцией Южно-Уральской железной дороги. Так, в течение этого года в эксплуатационное локомотивное депо Златоуст по­ступят 11 грузовых магистральных электровозов серии 2ЭС6, которые заменят устаревшие ВЛ10. Поставка ориентировочно ожидается с ноября по декабрь этого года. На 2019-й поставки возрастут до 25 электровозов, которые также заменят ВЛ10 с истёкшим сроком службы и будут водить поезда массой в 9000 и 7100 тонн на участке Иртышское – Курган – Челябинск. К 2020 году цифра вырастет до 40, а к 2021 – до 64.

Также в 2019-м планируется приобрести 12 маневровых тепловозов серии ТЭМ14 в эксплуатационное локомотивное депо Оренбург, после чего они будут перераспределены на другие станции дороги.

– Конечно, объёмы обновления очень существенные, – отмечает Илья Киселёв. – Положительная тенденция в этом вопросе наметилась примерно два года назад. Очень надеемся, что она сохранится.
Александр Кичигин

Элемент не найден!