23 марта 2019 21:45

На «Лебеде» в прошлое

Ветераны-железнодорожники рассказали о войне под стук колёс паровоза

В преддверии Дня Победы из Челябинска в Кыштым отправился ретро-поезд. В поездке приняли участие 100 ветеранов-железнодорожников. Состав из трёх купейных вагонов повёл паровоз Л-4429.
Акция стала хорошей традицией, в этом году её провели уже 10-й раз. Неизменно она вызывает огромный интерес не только у самих тружеников стальных магистралей, но и у горожан, а также гостей столицы Южного Урала.

Почтить ветеранов и тех, кто не вернулся с фронта, приходят целыми семьями. Ведущий инженер отдела организации и оплаты труда дороги Антон Грунчев и его супруга приходят сюда каждый год. Сегодня они впервые привели маленького сына, который во все глаза смотрит на железнодорожные машины.

– К сожалению, всё меньше людей, которые могут рассказать, как тяжело приходилось на фронте и в тылу, – говорит железнодорожник. – Пока у нас есть время поговорить с участниками тех далёких событий, это надо ценить. Затем, без сомнения, мы передадим знания подрастающему поколению.

Руководители и ветераны Южно-Уральской магист­рали возложили венки к мемориалу «Стена боевой и трудовой славы» и монументу «Два танка».

– Великая Победа навечно вписана в историю нашей страны, – сказал исполняющий обязанности начальника ЮУЖД Сергей Чернов. – Она в сердце каждого из нас, это часть общей памяти единого народа, способного на самоотверженный труд и великие свершения в самых сложных, даже нечеловеческих условиях. Наша память о войне гораздо шире, чем хронология сражений. Она хранит миллионы личных судеб и героических поступков. Верность идеалу поколения победителей в нашем ежедневном честном и ответственном труде, решении самых сложных производственных задач.

Страшные цифры привёл председатель совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Челябинской области Анатолий Сурков: миллион наших земляков ушли на фронт. Из них 150 тысяч не вернулись домой.

– Если каждому погибшему посвятить минуту молчания, то область должна замереть на три с половиной месяца, – сказал Сергей Петрович.

Прошли годы, жизнь сильно изменилась. Ветераны никогда не пожелают современной молодёжи пережить то же, что пережили сами. Правда, некоторые из гостей праздника с грустной улыбкой подмечают, что приоритеты молодёжи сегодня совсем иные – мечтают о новых мобильных телефонах, хороших машинах. В то время у детей были совсем другие заботы – как выжить и найти пропитание. «Хотя это и хорошо, нечего ребятам думать об этом, мы рады, что они живут с мирным небом над головой», – говорят пожилые люди.

Первые месяцы войны хорошо помнит труженица тыла Елизавета Сысоева. Девочке было всего 12 лет. Папа практически сразу отправился на фронт – там его и убили. Его место захоронения неизвестно. Мама с утра до вечера трудилась на военном заводе. Елизавета Лукьяновна стала главой семейства – сама воспитывала двух сестёр. Через пару лет устроилась в госпиталь. А затем её взяли в органы безопасности.

– Время было очень тяжёлое, – рассказывает она. – Мы совсем не учились грамоте, некогда было, трудились не покладая рук. Кушать нечего – побирались по помойкам, искали очистки, отваривали их. Было очень холодно, испытывали постоянный голод. ­Осенью и зимой по полям собирали мороженую картошку – делали из неё лепёшки. Причём жарили не на сковородке, а сразу на печи, без масла, соли. Именно поэтому мне немного смешно, когда люди, уронив какой-то продукт дома на пол, предпочитают его не помыть, а выбросить. Елизавета Сысоева ценит годы, которые отработала на железной дороге (более 38 лет), и радуется каждый раз, когда ей удаётся проехать на ретро-поезде.

Градус настроения публики поднимали артисты Челябинского ДК ЖД. Звучали военные песни и современная лирическая музыка. На площадке музея железнодорожной техники была развёрнута полевая кухня. Однако действо замирает, когда рядом с перроном останавливается красавец Л-4429, прозванный среди железнодорожников «Лебедем». Его «голос» заглушает стоящих неподалёку современных собратьев. Бригада, управляющая поездом, пол­ностью состоит из златоустовских железнодорожников. Эти люди везут ветеранов не первый раз и знают машину отлично, хотя в обычной жизни водят современные электровозы. Машинист Сергей Телюков, который выполняет обязанности кочегара уже восьмой год, признаётся, что традиционная бригада такого паровоза состояла из трёх человек: машиниста, помощника и кочегара. Однако труд последнего настолько выматывает, что было принято решение взять ещё одного человека. За 80 километров пути от Челябинска до Кыштыма они забрасывают в топку несколько тонн угля.

– Остаётся только удивляться, в каких условиях работали наши предки, – признаётся машинист. – Мы буквально влюблены в эту машину. Скрупулёзно следим за её состоянием. Вы только послушайте, как она работает! В нёй есть душа и сердце, чего не скажешь о современных машинах. А везти на паровозе уважаемых ветеранов – особая награда для нас.
Александр Кичигин