22 февраля 2019 19:04
фото: Анатолий Шулепов

Техника или технология?

Не противопоставление, а грамотное сочетание этих компонентов позволит добиться хороших результатов

Я шла на интервью к начальнику службы технической политики Валерию Яковлеву и всё время улыбалась. Уж очень мне тема предстоящего разговора нравилась: внедрение новой техники и совершенствование производственных процессов. И мой собеседник мой интерес в полной мере разделил.
Интервью с Валерием Яковлевым, начальником службы технической политики ЮУЖД

– Валерий Анатольевич, говорить о новинках, которые буквально «переворачивают» наше представление о производ­ственном процессе, всегда очень интересно. Тем более что дороге – по итогам 2017 года – есть чем похвастаться.

– Именно так. На полигоне ЮУЖД в этом году, например, появилась своя ПУМА – путевая универсальная машина. Она получена по линии Уральской дирекции по эксплуатации путевых машин и базируется на производственном участке железнодорожной станции Кувандык. ПУМА в одиночку выполняет функции сразу трёх машин: выправочно-подбивочной, планировщика балласта и динамического стабилизатора пути. И плюс к этому на ней смонтировано пылеосаждающее оросительное устройство!

Минувшим летом ПУМА была задействована при проведении ремонта верхнего строения пути на участке Орск – Оренбург. Выправочно-подбивочная секция выполнила работы на 10 км пути, секция планирования балласта – на 40 км, секция динамической стабилизации пути – на 200 метрах. Все виды регулировок осуществлялись с рабочего места машиниста, из передней кабины, а специальные рабочие органы в задней части машины обеспечивали стабилизацию положения пути после подбивки. Работа «в комплексе», безусловно, повысила оперативность выполнения работ. К тому же многофункциональность машины по­зволила исключить холостые переезды, и только за счёт этого в 2017 году было сэкономлено около 18 тонн дизельного топлива на сумму 650 тыс. рублей.

– Интересная новинка появилась и в Южно-Уральской дирекции по ремонту пути.

– Да, здесь введён в эксплуатацию рельсовозный состав повышенной вместимости. Он предназначен для погрузки рельсовых сварных плетей с технологических линий рельсосварочных предприятий и их перевозки к местам укладки бесстыкового пути. И, конечно, после выгрузки «новых» плетей на перегонах состав можно использовать для перевозки снятых с пути старогодных рельсовых плетей.

В состав рельсовоза входит 61 четырёхосная платформа, мощности позволяют грузить рельсовые плети в три яруса.

В 2017 году новинка была задействована работниками ПМС-16 и ПМС-172 на капитальном ремонте пути. Кроме того, наш состав помогал путейцам Северо-Кавказской, Приволжской, Горьковской и Куйбышевской дорог.

Как показала практика, у нового рельсовозного состава по сравнению с составом 2РС-800П масса преимуществ. Так, годовой объём перевозок составляет 252 км пути, в то время как 2РС-800П – 171 км пути, а средний ресурс до капитального ремонта – не менее 2520 км пути, в то время как у состава ­2РС-800П – 1710 км пути.

Нельзя не отметить и пополнение, поступившее по линии Южно-Уральской дирекции тяги. В рамках инвестиционной программы 2017 года на полигон ЮУЖД пришли 32 новых грузовых электровоза постоянного тока серии 2ЭС6 для эксплуатационных депо Челябинска и Кургана, а также 11 маневровых тепловозов ТЭМ14 для эксплуатационного депо Оренбург. Все они имеют улучшенные тяговые и эксплуатационные характеристики, что не могло не сказаться на производственных результатах. Так, появление тепловозов серии ТЭМ-14 позволило значительно увеличить весовые нормы сразу на нескольких участках. И теперь, например, на участке Оренбург – Сакмарская для локомотива серии ТЭМ14 установлены весовые нормы в 2400 т, в то время как для локомотива серии ЧМЭ3 они составляли всего 800 т. Естественно, уменьшился и расход дизельного топлива. Экономия от перехода на локомотивы серии ТЭМ14 уже измеряется в миллионах рублей.

– Сегодня в Компании уделяют повышенное внимание вопросам экологии.

– И наш Центр охраны окружающей среды получил экологический вагон-лабораторию, предназначенный для доставки специализированного оборудования и сотрудников до мест проведения производственного экологического контроля, а также к местам возникновения аварийных ситуаций с экологическими последствиями.

Вагон полностью «автономен» – он оснащён дизельной установкой, которая обеспечивает работу персонала без подключения к внешним сетям электричества, а также системой принудительной вентиляции и кондиционирования, которая позволяет поддерживать среду, необходимую для эксплуатации оборудования и сохранения образцов.

– Такая полностью самодостаточная система…

– Совершенно верно. При этом вагон укомплектован комплексом средств измерений, вспомогательного и испытательного оборудования, которое позволяет проводить довольно внушительный ряд аналитических исследований прямо в вагоне.

Новинка будет отвечать за непрерывный экологический контроль на станциях Златоуст, Курган, Карталы, Магнитогорск, Орск, Оренбург, Бузулук, то есть тех, что удалены от места расположения лаборатории экологического контроля на ст. Челябинск. Я говорю «будет отвечать» только потому, что сегодня наш вагон ещё проходит процедуру регистрации и постановки на учёт в федеральных органах. Однако планируется, что уже в конце весны он выйдет на линию.

– Валерий Анатольевич, а если говорить об общем эффекте от внедрения всех новинок? Каких показателей удалось достичь?

– За счёт выполнения единого комплексного плана повышения технического уровня дороги – то есть как от внедрения новой техники, механизации и автоматизации производственных процессов, так и от внедрения прогрессивной технологии – был получен экономический эффект в сумме более 18 млн рублей. В то же время сумма затрат на выполнение всех этих мероприятий составила более 196 млн рублей. Да, есть определённый перекос. Его, конечно, вполне можно объяснить. Любая новая и современная техника стоит отнюдь не три копейки, а эффект от её внедрения далеко не мгновенный, он будет проявляться ещё долгие годы. Но также надо сказать, что мы можем достичь большего – при условии, если на полигоне ЮУЖД будет больше внимания уделяться не только внедрению новых машин и механизмов, но и принципиально новых технологий. Именно за этим направлением будущее. И особенно важно это в современных условиях. Возьмём, к примеру, такой важный аспект, как повышение производительности труда. Будем откровенными: этот показатель невозможно повышать год от года только за счёт оптимизации штата. Эти резервы уже практически исчерпаны. Значит, хотим мы или нет, нам придётся эту самую производительность «подтягивать» именно за счёт внедрения новых технологий и применения инновационных технических средств. Тем более что на дороге есть интересные наработки в этом направлении. Возьмём, к примеру, работу, проделанную по линии Челябинской дирекции связи. В прошлом году здесь сразу 45 объектов завели в систему «Умный дом связи». Сегодня 9 таких объектов находятся в зоне ответственности РЦС-Челябинск, 29 – в РЦС-Оренбург, по 2 – в РЦС-Курган и РЦС-Златоуст-2 и 3 – в РЦС-Карталы. То есть новинка «обживается» во всех регионах!

– Давайте напомним, что из себя представляет система «Умный дом связи».

– Она позволяет не только удалённо контролировать инженерные системы связистов, но и управлять ими. Это стало возможным за счёт интеграции существующего и вновь устанавливаемого оборудования в систему удалённого мониторинга и управления. Надо сказать, что наши связисты здесь выступили в роли первооткрывателей, ничего подобного в отрасли ранее не делали. Зато сегодня любой сбой – от несанкционированного проникновения в помещение до повышения здесь температуры – сразу же регистрируется и мгновенно отображается на рабочем месте сменного инженера. Иными словами, сегодня один человек осуществляет контроль одновременно над несколькими помещениями, не находясь в них, при этом сами помещения удалены друг от друга и от специалиста.

Как вы понимаете, это позволяет, во-первых, уменьшить трудозатраты эксплуатационного персонала, прежде всего связанные с выездом на объект при ложном срабатывании охранно-пожарной сигнализации. И одновременно минимизировать возможные материальные затраты, которые, например, могут последовать из-за несоблюдения оптимального температурно-влажностного режима в технологических помещениях.

Другая новинка связистов – «Мобильная ЕСМА». Сегодня она внедрена во всех региональных центрах связи и полностью охватывает штат линейных и ремонтно-восстановительных бригад. Сотрудники, участвующие в выполнении графика технологического процесса, оснащены мобильными терминалами. Через них они получают задание на день и отчитываются о проделанной работе, а руководители подразделений, в свою очередь, в любой момент могут проконтролировать ход работ, выполнение графика техпроцесса, а заодно и местоположение сотрудника.

Но и на этом в дирекции решили не останавливаться. В ближайшей перспективе связисты планируют доработать модуль и «состыковать» его с системой ЕКАСУТР, что позволит автоматически учитывать командировки, отпуска и больничные листы работников.

– Фактически, в дирекции переходят на «безлюдные» технологии?

– Скорее, на технологии, которые позволяют перевести в автоматический режим значительную часть процессов, не приносящих ценности. Ведь что ценно в работе ремонтников? Их непосредственный труд на объекте. А те минуты, которые они расходуют на разговоры, на получение задания «из рук в руки», на заполнение вручную каких-то форм отчёта, ценности отнюдь не добавляют. Именно такой подход и должен преобладать, когда мы говорим о повышении производительности труда.

Иными словами, сегодня перед инженерным корпусом дороги стоят сложные, но интересные задачи: максимально эффективно использовать не только новую технику, но и раскрывать, вытаскивать на свет божий те технологические возможности, которые она способна дать.
Беседовала Марина Пономарёва