06 августа 2020 10:21

06 августа 2020 10:21

фото: Анатолий Шулепов

«Грязные» штрафы

С этого года нарушителей экологического законодательства стали наказывать строже

Многие экологи сегодня сходятся во мнении, что такая мера правильная. Действительно, чтобы загрязнять окружающую среду было неповадно, ответственность должна быть суровой. Однако добавляют: одними наказаниями проблему не решить. Особенно, если учесть, что это в равной степени зависит как от предприятий, так и от органов власти.
Все последние годы штрафы растут неуклонно. Например, если раньше за нарушение требований в области обращения с отходами пришлось бы выложить 200 тысяч рублей, то на сегодняшний день уже 250 тысяч, причём возможно новое ужесточение. И это только за одно нарушение. Общая сумма затрат, в том числе с применением исковых требований за причинённый вред окружающей среде, выливается в десятки миллионов рублей. Возросла ответственность за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. К счастью, на Южно-Уральской магистрали этот вопрос закрыт практически на всех предприятиях и нормативы не превышаются.

– Система экологического менеджмента в ОАО «РЖД» внедряется не только на словах, но и на деле, – говорит начальник Центра охраны окружающей среды ЮУЖД Оксана Черноволова. – Всё, что можно сделать на нашей магистрали, либо уже исполнено, либо же запланировано к выполнению в среднесрочной перспективе. А вот что касается конкретной зоны риска, так это сбросы в муниципальные канализационные сети.

Дело в том, что муниципальные органы власти ежегодно выступают за увеличение штрафов за превышение нормативов сброса сточных вод. Это и не удивительно, ведь «продуктам жизнедеятельности предприятий» приходится проходить местные очистные сооружения. И чем больше вырабатывается отходов, тем в большей степени приходится задействовать систему очистки и тем дороже «загрязнителю» это выходит. Для железнодорожников это серьёзная проблема и довольно солидная статья расходов. С этого года штрафы стали ещё больше – вроде бы всё логично. Однако проблема кроется в другом – сооружения муниципалитетов, по сути, находятся в плачевном состоянии. Фактически они в меньшей степени занимаются очисткой, а в большей выполняют лишь водопропускные функции. Финансовые средства, полученные от абонентов, не вкладываются в строительст­во новых или реконструкцию действующих очистных, а штрафы тем временем растут.

– Постановление правительства новое, мы пока не рассчитывали предусмотренные по нему конкретные санкции, – продолжает Оксана Алексеевна. – Тем не менее сейчас активно готовимся: есть план-график производственного контроля, определены конкретные колодцы, сроки, люди – всё закреплено. Предприятия должны контролировать сами себя, чтобы исключить сброс загрязняющих веществ с превышением установленных требований. К сожалению, не всегда удаётся «очиститься» до нужной стадии. Особенно это касается промышленных стоков наших локомотивных депо. Все они оснащены необходимыми сооружениями, однако многие из них морально и конструктивно устарели, а поэтому требуют ремонта или реконструкции.

Один из положительных примеров, по словам железнодорожных экологов, локомотивное ремонт­ное депо Златоуст. Даже «старожилы», отработавшие здесь более 20 лет, не помнят, когда этого оборудования касался основательный ремонт. И вот в прошлом году здесь провели серьёзные работы, касающиеся всей водопропускной системы.

Кто-то может сказать, что полностью выполнить требования государства в данной области невозможно. Но железнодорожники доказывают, что это не так. Например, сегодня в сфере сброса сточных вод разработаны технологии, которые позволяют выполнять не только установленные на данный конкретный момент времени требования, но и даже предвосхищать их. Причём в ОАО «РЖД» по многим параметрам они даже лучше, чем в Европе. Но чтобы внедрить всё это, естественно, требуются затраты.

– При этом крайне важно, чтобы они были правильно рассчитаны с учётом существующей и перспективной деятельности, – говорят экологи. – В дальнейшем же необходимо только обеспечивать грамотную эксплуатацию.

А вот где действительно есть проблема, так это в вопросах создания необходимой инфраструктуры, которая на сегодняшний день абсолютно не готова к приёму тех же бытовых отходов. В действующем правовом поле невозможно выстроить нормальные взаимоотношения с предприятиями, обезвреживающими, использующими, перерабатывающими и захоранивающими отходы. Причём парадоксально, что нормативные акты не выполняются самими органами власти. Вот пример: к 1 января этого года субъекты Федерации были обязаны разработать схемы движения отходов на собственных территориях. Также необходимо было провести конкурсные процедуры и назначить единого регионального оператора, который будет заниматься исключительно вопросами размещения. Однако уже в конце прошлого года выяснилось, что половина субъектов России выполнить эту задачу не смогла. Челябинская область исполнила закон, но довольно интересно. Регионального оператора так и не определили. Но при этом согласно схеме территориального планирования для предприятий столицы Южного Урала выделены две маленькие «свалочки» – одна рядом с посёлком Полетаево, а вторая расположена ближе к Копейску, недалеко от посёлка Старокамышинск. Мало того что размеры у объектов явно недостаточные, так они ещё и не узаконены и не внесены в Государственный реестр размещения отходов (ГРОРО). Промышленников заверяют, что рано или поздно они туда попадут. Но пока предприятия, передающие свои отходы на размещение, попадают в зону риска административных штрафов на те самые 250 тысяч рублей.

– Отсутствие единого регионального оператора приводит к тому, что довольно часто действует «лживая» схема работы, – продолжает главный эколог ЮУЖД. – Заключается договор с маленьким лицензированным полигоном, а по факту отходы везутся в другое место. В результате ловкие люди оформляют ловкие бумаги, получают за это денежки, что ещё больше удорожает обращение с отходами для нас. А тем временем инфраструктура не создаётся, незаконные свалки мусора растут, и вместе с ними растёт вред окружающей среде. Мы же со своей стороны полностью готовы перейти на новый порядок работы – планируем обустроить площадки для временного накопления шпал, отработали систему правильного хранения и утилизации ртутных ламп. К тому же Компания постепенно переходит на альтернативные источники освещения. Государство же со своей стороны не стимулирует развитие технологий для безопасного обращения с отходами.

Логика простая: легче штрафовать, чем развивать инфраструктуру. Например, в прошлом году Росприроднадзор уже наказал руководителя одного из структурных подразделений в Магнитогорске. Железнодорожник заключил договор на вывоз и размещение отходов с местным предприятием. Надзорные органы выяснили, что данная свалка не включена в ГРОРО. Но наказали почему-то железнодорожников, а не то предприятие, которое фактически осуществляет незаконную деятельность, заключая договоры и получая прибыль от размещения отходов на незаконном объекте.

– По сути, создаётся длинная цепочка нажив для тех, кто крутится рядом с этой сферой, – утверждают экологи. – Даже президент Владимир Путин не раз отмечал, что это криминальный бизнес. А теперь получается, что его ещё больше закриминализировали.

Специалисты уверяют, что сами по себе штрафы не так уж и страшны. Однако к ним надо подходить, что называется, с умом – должна быть разработана система «кнута и пряника».

– «Закон об охране окружающей среды» был принят в 1992 году, – объясняет Оксана Черноволова. – В нём было много интересных идей. Например, предприятия, которые выполняли экологические мероприятия, освобождались от платы на ту же сумму. Допустим, сделали в этом году очист­ные сооружения на 20 миллионов рублей, эту же сумму «прощали» за негативное воздействие на окружающую среду. Сейчас этого, к сожалению, нет. Мы очень сильно страдаем от того, что не существует нормальных предприятий по мусоропереработке. А ведь стимула к развитию такого бизнеса тоже нет. Например, если бы предприниматель знал, что ему выделят землю, дадут кредит под небольшие проценты, то данный проект был бы более интересен. Можно было бы, например, принимать отходы муниципальных учреждений бесплатно, а основные доходы получать с промышленных предприятий… вариантов много. Но сегодня существует только «кнут», который не даёт развиваться. И пока он есть, стимулируется в большей мере коррупционная составляющая, где свои дела будут вести мелкие мошенники и обыкновенный криминал.
Александр Кичигин