04 июня 2020 09:42

04 июня 2020 09:42

фото: Анатолий Шулепов

Единое электронное пространство

В нём «обитают» железнодорожники, грузоотправители, собственники и операторы подвижного состава

– Олег Вячеславович, сегодня в отрасли активно обсуждают путь, который приблизит нас к «Цифровой железной дороге». А ведь, пожалуй, именно система СФТО стала «пионером» по внедрению электронного документооборота в ОАО «РЖД»? Причём документооборота не внутреннего, а организованного для взаимодействия с пользователями услуг железнодорожного транспорта?

– Действительно, работа по подключению работников ОАО «РЖД» и клиентов к инфраструктуре электронно-цифровой подписи (ЭЦП) началась ещё в 2008 году. И продолжается по настоящее время, поскольку перечень функций, электронных документов и отчётных форм постоянно расширяется.

Сегодня мы оформляем в электроном виде уже почти 95 процентов документов, в том числе 100 процентов – по учётным карточ­кам, 99 процентов – по заявкам на перевозку грузов, 97 процентов – по гружёным накладным по отправлению и 94 процента – по прибытию грузов.

Создание этой системы трудно переоценить, ведь в итоге было создано фактически единое элект­ронное пространство не только для грузоотправителей и грузополучателей, плательщиков и экспедиторов, но и собственников и операторов подвижного состава, владельцев подъездных путей, таможенников и портовиков.

– Каким образом выстраивалась эта система?

– Постепенно. Первые несколько лет пришлись на активное обучение, апробацию и расширение клиентской сети. Качественный скачок в расширении электронного пространства произошёл в период с 2012-го по 2016 год: именно тогда динамика роста основных показателей продемон­стрировала «взрывной» характер. Так, мы на 79 процентов увеличили показатели по гружёным накладным по отправлению, на 70 процентов – по гружёным накладным по прибытию, и на 66 процентов – по накопительным ведомостям.

В первую очередь мы подключили к инфраструктуре ЭЦП крупные, ключевые предприятия металлургического, нефтегазового и строительного комплекса: ОАО «ММК», «МЕЧЕЛ», ОАО «Уральская сталь», ОАО «ЧТПЗ», «Газпромтранс», ОАО «Орское ­карьероуправление», ОАО «Киембаевский ГОК», АО «Оренбургские минералы», ООО «Саткинский щебзавод» и другие. Это было необходимым, но недостаточным условием: в единое информационное пространство требовалось также вовлечь предприятия среднего и малого бизнеса, у которых отсутствовали финансовые возможности для установки системы ЭТРАН на предприятии. Специально для них на полигоне дороги была развёрнута сеть терминалов коллективного доступа, предусматривающих бесплатное подключение. Сегодня их уже 54; терминалы установлены во всех регионах – на пятидесяти станциях и в ЛАФТО. Благодаря этому удалось дополнительно привлечь к электронному документообороту более 250 клиентов (или 29% от количества предприятий, подключенных к системе ЭТРАН).

Ещё одно прорывное решение – внедрение технологии удалённого оформления документов через Единый контакт-центр в Челябинске (напомню, он организован на базе Южно-Уральского ТЦФТО). У клиентов появилась возможность оформлять документы, в том числе и на малодеятельных станциях, в точке, удалённой от станции отправления. Сегодня эта технология реализована на 62 станциях. А мы, в свою очередь, смогли провести оптимизацию штатной численности и при этом оказывать клиентам более качественные услуги, поскольку собрали «под одной крышей» наиболее квалифицированных работников. Среднесуточный объём погрузки по станциям, обслуживаемым Единым контакт-центром, составляет 10 процентов от общего объёма по дороге.

Новым шагом в развитии системы также стало внедрение ­электронного документооборота при оформлении документов в рамках межгосударственного и международного сотрудничества со странами СНГ, Балтии, Белоруссии, Украины, Финляндии и другими участниками международных соглашений в сфере грузовых перевозок.

Мне приятно отметить, что усилия наших специалистов принесли достойные плоды: начиная с 2014 года и по настоящее время ЮУЖД – лидер в рейтинге по внедрению электронного документооборота и прочно занимает первое место по сети железных дорог. Сегодня к системе ЭТРАН на дороге подключены более 800 предприятий и 13 структурных подразделений ОАО «РЖД».

– Насколько я понимаю, специалисты центра по собственной инициативе смогли «обогатить» систему ЭТРАН дополнительными функциями?

– Да, это так. За последние несколько лет мы реализовали несколько «бережливых» проектов, которые позволили расширить возможности системы. Так, с декабря 2014 года ТЦФТО осуществляет услуги он-лайн информирования клиентов о прибытии порожних вагонов и грузов с использованием E-mail и SMS-сообщений. Сегодня этой возмож­ностью уже воспользовались представители 272 предприятий. Благодаря этому мы не только повысили уровень клиентоориентированности, но и снизили финансовые риски для Компании, связанные с выплатой платежей по просрочке доставки грузов и порожних вагонов. Дело в том, что ранее агентам СФТО лично приходилось уведомлять грузополучателей о факте прибытия вагона на станцию назначения по телефону (при этом отмечу, на отдельных станциях отсутствовал режим круглосуточной работы, да и представитель грузополучателя мог отсутствовать на рабочем месте). Сегодня же потребители получают сообщения на сотовые телефоны и электронную почту в автоматическом режиме в любое время суток.

Кстати, он-лайн информирование оказалось настолько удобным и востребованным, что со временем мы решили расширить сферу его применения. И сегодня автоматический «сигнал» поступает не только в адрес грузополучателей, но также и грузоотправителей, собственников и операторов подвижного состава. Например, их извещают о прибытии вагона при перевозке по расписанию, о перемещении порожнего вагона с припортовых станций.

В прошлом году в рамках расширения электронного документооборота мы приступили к формированию и выдаче клиентам электронных счёт-фактур с применением электронной подписи. В данном случае мы также преследовали две цели: повысить клиентоориентированность и снизить риски для Компании. Напомню, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации наша Компания, как перевозчик, обязана предоставить клиенту учётно-расчётные документы (акты оказанных услуг, перечни первичных документов, счёт-фактуры и другие) в срок не позднее пяти дней с момента оказания услуг. Как осуществлялась эта процедура ранее? Работники Южно-Уральского ТЦФТО формировали комплект бумажных документов и отправляли его на опорную станцию через почтовую экспедицию. Получив пакет, клиенты, в свою очередь, должны были проверить предоставленные акты оказанных услуг, заверить их печатью и подписью руководителя и вернуть один экземпляр в ТЦФТО. Когда мы проанализировали этот процесс, оказалось, что мы едва «вписываемся» в установленные нормативы; при этом большая часть времени уходила на взаимную пересылку документов. Тогда и была разработана схема взаимодействия между ОАО «РЖД» в лице ТЦФТО и клиентом по электронному обмену финансовыми документами с использованием защищённого канала связи. Не буду вдаваться в подробности этой схемы, скажу лишь, что сегодня электронный документооборот завершается всего за пять часов! Плюс к этому нам удалось существенно снизить количество распечатываемых финансовых документов (а значит, сократить эксплуатационные затраты на бумагу).

Иными словами, для клиентов ЮУЖД взаимовыгодное сотрудничество в сфере электронного документооборота стало одним из важных и необходимых условий для успешного ведения бизнеса. Используя широкие функциональные возможности системы ЭТРАН, они могут осуществлять достоверный контроль внутренних бизнес-процессов, связанных с организацией грузовых железнодорожных перевозок.
Марина Пономарева