07 июня 2020 12:02

07 июня 2020 12:02

фото: Анатолий Шулепов

С фонариком в смотровой канаве

Корреспондент «Призыва» осмотрел электропоезд сверху донизу и убедился, что его приём после ремонта доверяют только самым опытным работникам.
Для выхода в цех ремонта нужно экипироваться. Надеваю железнодорожную куртку на несколько размеров больше моего, а голову защищаю каскеткой. Это своеобразный гибрид кепки и каски. Она мне велика и то и дело спадает на глаза. Но безопасность на первом месте. Беру в руки фонарик – он пригодится для тщательного осмотра подвагонного оборудования – и молоток с длинной ручкой, чтобы как будто со знанием дела стучать по металлическим элементам ходовой части.

Моим наставником в мире двигателей, токоприёмников и колёсных пар стал Владимир Рявкин. В должности приёмщика он трудится с 2015 года, а всего в моторвагонном депо Челябинск работает уже 30 лет. Сначала был слесарем, затем мастером, старшим мастером и машинистом. Отметим, что для приёмщика важно обладать комплексными и всесторонними знаниями.

– Чтобы стать приёмщиком, важно понимать, как нужно выполнять обязанности в каждой из должностей, – объясняет Владимир Владимирович. – Необходимо знать не только то, как обслуживают составы в цехе ремонта, но и то, с какими сложностями может столкнуться в поездке локомотивная бригада и как она будет действовать в случае поломки на перегоне.

Владимир Рявкин всегда относится к делу очень ответственно, а иначе в этой должности нельзя. Во многом именно от приёмщика зависит, насколько удачно пройдёт поездка для машиниста и насколько довольными окажутся пассажиры электропоезда.

– Если при приёмке состава понимаем, что нет стопроцентной уверенности в исправности того или иного узла, мы лучше лишний раз его разберём и перепроверим, а на линию поставим какой-нибудь другой электропоезд, – уверяет он.

Кажется, что этот человек с многолетним опытом и широкопрофильными знаниями может с закрытыми глазами выяснить, насколько качественно отремонтирован тот или иной узел моторвагонного подвижного состава. Меня же, ничего не смыслящую в технике, он попытался научить хотя бы азам своей работы.

Итак, рабочий день приёмщика начинается с планёрки, на которой собираются сотрудники цеха. Вместе с Владимиром Рявкиным смотрим журнал технического состояния моторвагонного подвижного состава, в который машинисты записывают замечания. Узнаём план работы на день и отправляемся осматривать электропоезда, прошедшие ТО-3, ТР-1 и другие виды ремонта. При этом главная и ежедневная задача приёмщика – следить за выполнением технологических процессов.

– Этот моторвагонный подвижной состав только что пришёл с ремонта. Нам необходимо полностью его осмотреть, при этом более пристальное внимание уделить элементу, который отремонтировали, – даёт установку Владимир Рявкин.

Вообще в Челябинском моторвагонном депо проводится только три вида работ. Раз в четверо суток электропоезда проходят техническое обслуживание ТО-2, раз в 3,7 тысячи километров – ­ТО-3, раз в 35 тысяч километров – текущий ремонт ТР-1. На ТР-2 и ТР-3 составы отправляют в моторвагонное депо Курган, где располагается производственная база, а для проведения капитального ремонта – на Красноярский электровозоремонтный завод.

Для проверки качества выполненных работ мы будем использовать технологические карты. В них подробно описывается, каким образом нужно обслуживать каждый элемент подвижного состава при определённом виде ремонта. Если будут замечания, их по ходу зафиксируем в специальном журнале.

У каждого приёмщика свой план осмотра: кто-то начинает с подвагонного оборудования, а кто-то с крыши электропоезда. Мы начнём с «головы». В кабине проверяем работу крана машиниста, наличие пломб на приборах безопасности с датой последнего осмотра. Проходим в вагон: смотрим, чтобы не было рваных сидений, разбитых стёкол и прочих неприятных вещей.

«Подвагонка» требует особого внимания. Осматриваем колёсные пары, обстукиваем молоточком пружины.

– Если они сломаны, будет дребезжащий звук, – рассказывает мой наставник.

Стучу – звук нормальный, ничто подозрительно не бренчит. Хоть что-то диагностировать я уже научилась.

Один из самых главных приборов – токоприёмник на крыше вагонов. Подниматься наверх без страховки нельзя: для работы на высоте свыше 1,2 метра необходим специальный удерживающий пояс. Мой наставник рассказывает, что полоз токоприёмника проверяется на износ угольных вставок. Они должны быть не меньше трёх миллиметров. Также нужно убедиться в исправности изоляторов, креплений антенн и множества других элементов. Здесь всё хорошо.

Наступает долгожданный для меня момент – спуск в смотровую канаву. На каскетку капает подтаявший снег с ходовой части электропоезда. Наконец-то этот гибрид кепки и каски мне пригодился.

– Самое главное на моторном вагоне – это тяговый двигатель, – сообщает приёмщик.

Светим фонариком во все тёмные «углы» – осматриваем муфту тягового электродвигателя, проверяем, чтобы все болты были хорошо затянуты. Контролируем износ колодок – они должны быть не меньше 15 миллиметров.

– Все показатели на узлах подвижного состава соответствуют норме, а значит, можно дать гарантию, что техника будет работать без замечаний как минимум до следующего планового ремонта, – подводит итог мой наставник Владимир Рявкин.
Марина Паниковская