01 июня 2020 15:20

01 июня 2020 15:20

С войны вернуться невозможно

15 февраля 1989 года считается окончательной датой вывода советских войск из Афганистана. Однако десантник Вадим Шилов из Троицка был в числе тех, кто прикрывал отход частей 40-й армии под командованием генерала Громова, поэтому он покинул страну только 22 февраля.
Вадим Шилов – потом­ственный железнодорожник. Все его родст­венники работали на станции Троицк, поэтому и он, не задумываясь, поступил после школы в железнодорожное училище. Выучился на помощника машиниста. Перед армией прошёл обучение в ­ДОСААФ в Магнитогорске, в местном клубе совершил несколько прыжков с парашютом. Специфическая подготовка открыла троицкому пареньку путь в воздушно-десантные войска.

– Конечно, я очень гордился тем обстоятельством, что буду служить в ВДВ. Об этом в те годы мечтал каждый мальчишка, и я не был исключением, – рассказывает Вадим Шилов.

Начинал он службу в учебном полку в Литве. Уже через полгода он не только хорошо себя зарекомендовал, но и получил специальность оператора-наводчика боевой машины пехоты. И как раз в это вермя пришло известие, что их выпуску предстоит продолжать службу в Афганистане... 

Десантников сначала перебросили в самую южную точку Союза – Кушку, а оттуда уже отправили в Афганистан. Весенний Кабул встретил южноуральца сорокаградусной жарой.

С первых минут нахождения на чужой земле уже сама атмосфера давила на психику. Всюду солдаты с оружием, много боевой техники, в небе барражируют вертолёты, то и дело взлетают и садятся военные самолёты. Стало понятно: мирная жизнь осталась где-то далеко.

Шилова отправили на блокпост в горах, который находился на самом опасном направлении и защищал Кабул от нападения «душманов». Круглосуточное дежурство несли тридцать десантников, две боевые машины пехоты и две самоходные артиллерийские установки. Тут Вадим и познал, что такое плечо друга и крепкое воинское брат­ство. Жили солдаты в глинобитных землянках, спали на нарах в обнимку с автоматом. Из радостей жизни – день рождения у кого-нибудь из сослуживцев, который весело отмечали всем подразделением. А в остальное время – суровые боевые будни.

Их блокпост не раз обстреливали бандиты, пробуя солдат на прочность. Экипажу Вадима постоянно приходилось выезжать на боевые операции и прикрывать колонны с военными грузами и продовольствием. Частенько поддерживал огнём разведчиков, которые устраивали засады «духам». Однажды в ночном бою наши ребята попали в трудную ситуацию. Им на выручку бросили экипаж Шилова, и он метким огнём помог отогнать «духов». После того тяжёлого боя разведчики подходили и благодарили десантника за помощь, а командование представило Вадима к медали «За боевые заслуги».

В ноябре 1988 года заканчивался срок службы Вадима Шилова, и он должен был отправиться в Союз. Но тут пришёл приказ: всех «дембелей» оставить в части до особого распоряжения. Всё чаще стали поговаривать о том, что в самом ближайшем будущем советские войска могут покинуть Афганистан. Однако конкретной даты вывода не называлось. Уже наступил февраль 1989 года, а Вадим Шилов продолжал нести свою нелёгкую службу…

Принято считать, что официально вывод из Афганистана 40-й армии под командованием генерала Громова завершился 15 февраля 1989 года. Но в это время Вадим и его боевые товарищи всё ещё находились в чужой и враждебной стране, прикрывая отход остальных частей. Они должны были передать блокпост афганской армии 22 февраля, а после этого, совершив марш-бросок, выйти в заданный район на территории Советского Союза. Для этого десант­никам надо было самостоятельно преодолеть полный неожиданностей горный перевал Саланг. Задача не из простых: «душманы» могли устроить засаду в любом месте. Неудивительно, что экипаж Вадима Шилова особенно тщательно готовил свою боевую машину к последнему и крайне опасному броску. Чтобы защититься от пуль и снарядов противника, десантники со всех сторон обложили БМП ящиками с камнями и мешками с песком. Но, к счастью, все эти предосторожности не понадобились. Их взял транспортный борт. Когда перелетали через государственную границу, лётчики на полную мощность врубили ревун. Всё, дома!

– Тот момент, когда ступил на родную землю, помню до мельчайших подробностей. Меня переполняли чувства, и радости не было предела. Наконец-то увижу родных и близких, о которых там думал каждый день, любимый Троицк, где мне дорог каждый уголок! С того дня прошло 28 лет. Но мне кажется, что с войны вернуться невозможно. Она всегда с тем, кому довелось там побывать, – заключает мой собеседник.

После службы Вадим Шилов устроился на работу в локомотивное депо и стал настоящим машинистом-универсалом. Имеет права на управление электровозом, тепловозом, электропоездом, а недавно освоил ещё и паровоз. Сейчас он на «старичке» выполняет маневровые работы при депо.
Вячеслав Викторов