01 апреля 2020 05:27

01 апреля 2020 05:27

Напряжённый объект

В Кургане введена в строй новая тяговая подстанция на 110 кВ

История этого серьёзного проекта началась почти 10 лет назад. Развивался он непросто. Это и неудивительно, если учитывать его значимость. Дело в том, что Курганская подстанция питает тяговую нагрузку сразу по трём направлениям: на Исилькуль, Шадринск и Челябинск. При этом она является сердцем энергоснабжения всего железнодорожного узла и питает как наших железнодорожников, так и сторонних потребителей.
– С момента ввода в эксплуатацию в 1957 году и до недавнего времени подстанция была запитана от сетей 35 киловольт, – рассказывает начальник технического отдела Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению Рустам Сабиров. – При этом на тяговую нагрузку работали два трансформатора на 16 мегаватт, а электроснабжение района обеспечивали два от­дельных понизительных трансформатора на 10 мегаватт. В начале 2000-х в стране наметился экономический рост, что закономерно привело к развитию производственной инфраструктуры района и потребовало дополнительных мощностей. А вот с ними как раз возникла проблема.

С определённого момента загрузка одного трансформатора периодически стала превышать 100%. По факту это означало, что в пики нагрузок железнодорожные энергетики лишились резерва электроэнергии по всему Курганскому узлу. Так рисковать на Южно-Уральской магистрали не могли, поэтому было принято решение увеличить мощность понизительных трансформаторов. Естественно, принять такое решение самостоятельно было невозможно – тут необходимо тесное взаимодействие с энергосистемой, через её высоковольтные сети по­ступает ­электроэнергия на тяговые подстанции. Именно сюда, в Курганэнерго, служба электрификации и электроснабжения ЮУЖД обратилась за необходимыми техническими условиями.

Оказалось, что существующие сети энергосистемы 35 киловольт также загружены практически до предела, и в Курганэнерго предложили железнодорожникам переходить на более высокую ступень напряжения – подключиться к существующей сети 110 кВ. В результате проект оказался более масштабным, чем планировалось изначально, и требовал не частичной модернизации, а полной реконструкции. Особенно, если учесть возраст объекта – практически 60 лет. Действительно, в своё время подстанция была по сути сосредоточением инновационных технологий и очень долго была гарантом надёжного и бесперебойного электроснабжения Курганского отделения. Но сегодня растёт объём железнодорожных перевозок, в обращении всё больше и больше тяжёлых составов, в том числе и соединённых поездов длиной больше одного километра, причём грузы отправляются по всем направлениям Курганского региона. Новые темпы развития диктуют свои условия – требуется большая мощность, более современное оборудование, эффективные технические решения.

– За прошедшие годы оборудование частично менялось, но в целом подстанцию можно было назвать очень старой, – продолжает Рустам Накипович. – Естественно, после предложения Курганэнерго потребовалось пересмотреть существующие технические решения. Например, если бы мы подключались к сетям 35 киловольт, никаких проблем бы не было – вот они, что называется, «под рукой». А до линии 110 киловольт надо было ещё добраться – она удалена от объекта на расстояние почти четырёх километров.

Фактически «отмашку» дали в 2007 году и приступили к строительству объекта, которое началось с монтажа необходимой линии 110 кВ. Затем подошли и к реконструкции самой подстанции. Никто не мог снести действующий объект и на его месте построить другой, поэтому возводили по соседству.

– Нужно понимать, что фактически это не являлось нашей внутренней стройкой – мы были очень жёстко «привязаны» к местной энергосистеме, к их «идеологии», видению концепции внешней сети, – поясняют железнодорожники. – В противном случае проект реализовался бы намного быстрее, ведь зависели бы только от себя. Да, стройка шла довольно высокими темпами, но с учётом того, что объект большой, комплексный и, что важно, действующий, – процесс шёл поэтапно. При этом нельзя забывать, что энергосистемы в настоящее время также активно развивают свою инфраструктуру, меняется конфигурация сетей, добавляются новые потребители, что изменяет целый ряд параметров всей сети. И естественно, в процессе строительства железнодорожникам пришлось неоднократно столкнуться с изменением концепции и требований энергосистемы, что в свою очередь вело к изменениям технических условий.

Например, изначально предполагалось, что подстанция будет транзитной, а по новым требованиям Курганэнерго она должна была стать отпаечной. Значительные изменения со стороны энергосистемы были внесены в требования к организации диспетчерской связи, системам телеметрии и противоаварийной автоматики. Всё это требовало периодической корректировки проекта, повторных согласований. В итоге только в прошлом году железнодорожные энергетики завершили основную часть работ.

– Мигом ввести в строй такой объект нельзя, – объясняет Рустам Сабиров. – Особенно, учитывая, что часть новой подстанции заходит на территорию действующего распредустройства 35 кВ. Но на сегодня можно с уверенностью сказать: мы прошли долгий путь, и он наконец завершён. В итоге тяговая подстанция Курган стала сосредоточением новейших технологий: при строительстве использовались самые передовые решения. Были применены открытое распределительное устройство 110 киловольт типа «Исеть», модульные распределительные устройства постоянного и переменного тока «НИИЭФА-ЭНЕРГО», высоковольтные элегазовые и вакуумные выключатели, а также современнейшие устройства телеметрии режимов работы. В разрезе реализации технической политики энергосистемы объект интересен прежде всего выполнением технических условий ОАО «Курганэнерго» на присоединение данной тяговой подстанции к сети 110 кВ, в рамках которых были внедрены технические решения, повышающие надёжность внешней схемы электроснабжения: установлена противоаварийная автоматика ВЛ 110 кВ УПАСК и САОН, организованы два прямых взаиморезервируемых канала диспетчерской связи между оперативным персоналом ЭЧ-Курган и диспетчерским персоналом Свердловского РДУ, смонтирована система передачи телеметрической информации с ПС Курган-тяга до Свердловского РДУ.

Как отметил заместитель начальника Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Александр Примак, теперь с вводом новой подстанции повысится надёжность электроснабжения тяги поездов и потребителей узла станции Курган. Наличие резервных ячеек 10 кВ представляет возможность дальнейшей модернизации сетевого хозяйства с повышением первичного напряжения трансформаторных подстанций с шести до десяти киловольт. Это будет работать на перспективу развития энергетики прилегающих районов Кургана.

Его мысль поддержал начальник Центральной диспетчерской службы ОАО «Курганэнерго» Андрей Кочетков, присутствовавший на торжественном открытии новой подстанции:

– Тяговая железнодорожная подстанция современная и может надёжно работать при переключении на нужды городских предприятий. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Это событие вдвойне радостное для Курганской дистанции электроснабжения, которая недавно отметила 60-летие со дня образования. Среди ряда юбилейных мероприятий пуск новой тяговой подстанции, конечно же, самое значимое.
Александр Кичигин, Вячеслав Аванесов