03 апреля 2020 20:27

03 апреля 2020 20:27

фото: Анатолий Шулепов

Человечки из запчастей

Студенты ЧИПС мастерят необычные поделки, не отрываясь от учебного процесса

«Техноарт» – такую экспозицию представили преподаватели во время одного из вузовских мероприятий. Все экспонаты выполнены студентами во время практических занятий.
Баскетболист, хоккеист и лыжник из пружин, болтов и гвоздей, паровозы и танки с использованием шестерён и пластин, роботы и «непонятные науке звери» рождаются в стенах учебно-производственного корпуса. Здесь ребята получают практические навыки по различным видам обработки: сварочной, слесарной, монтажной, токарной и обработке резанием.

Преподаватели предложили студентам мыслить не только технично, но и творчески. Идею молодые железнодорожники приняли на ура и под чутким присмотром начали воплощать в жизнь. 

– Вы можете просто взять и склепать две пластины. Это классика, которую включает тематический план. Сейчас, к примеру, проходим азы – наплавку, сварку встык, потом сварку внахлёст, тавровый шов… А можно и какое-то изделие изготовить, где есть различные элементы, например, сварка, клёпка, нарезание резьбы, пайка и так далее, но это уже будет творчество, – рассказывает мастер производственного обучения Николай Соловьёв. – Я вообще считаю сварщика художником. Почему? Художник работает кистью, а сварщик, сродни ей, – электродом. Но в обоих случаях важна техника. Конечно, в эту концепцию не вписывается некоторое «утончённое» современное искусство. Сейчас у нас есть целый альбом с примерами разных поделок, чтобы ребята могли посмотреть, что мастерили их предшественники. Также в кабинетах стоят и реальные экспонаты – для затравки. Когда студент делает такие вещи, он задейст­вует различные виды мышления, проявляет смекалку, развивается.

В кабинетах все за работой, вокруг стук и гул. Техника безопасности превыше всего. Преподаватели отмечают, что ребята не боятся брать в руки инструмент. Они все работают на удивление добросовестно, ещё не было ни одного ленивого студента.

Сейчас в процессе новые проекты. Кто-то изготавливает прикладные изделия: разделочную доску к 8 Марта или навесной замок типа «эффект присутствия» в виде сердечка.

В среднем на создание шедевров уходит около двух недель. Но есть и поделки, которые студенты передают доделывать и дополнять деталями «по наследству». Вот, к примеру, символ года петух. К нему новая группа мастерит подставку-стойку, чтобы получился флигель. А рядом довольно милая избушка на «курьих» ножках. В планах дополнить её Бабой Ягой и, возможно, другими персонажами.

Неподалёку на рабочих местах обретают новую жизнь другие детали. На станке ребята просверлили отверстие в планке для крепления. Оказывается, это будущий робот. Молодёжь с энтузиазмом показывает на экране телефона картинку с персонажем из мультика «Гадкий я» – миньоном. А ведь действительно похож.

– Из верхушки светильника сделали туловище, остальное подбирали к нему, включили воображение, – рассказывает студент Дмитрий Сидоров. – Интересно создавать что-то. К примеру, у меня в детстве был конструктор, и из него я делал всякие поделки. И сейчас представил, что это подобные детали, и стал придумывать. Сейчас всю конструкцию нужно будет закрепить и покрасить.

Конечно, сама задумка соединить технику и творчество не нова. Но в стенах учебного заведения обрела второе дыхание. Ребята с горящими глазами ваяют свои детища. И порой этот процесс так их затягивает, что они могут даже задержаться после занятий.

– Главное, что им это интересно. Они вовлечены в творческий процесс, сами выбирают материалы и обработку. Казалось бы, всё довольно примитивно, но человек это делал сам – размечал, вырезал, сверлил и паял. Абсолютно ручная работа, никакой автоматизации, – продолжает мастер производственного обучения. – Эти навыки очень важны и потом пригодятся в жизни. Я им говорю: запомните, чем больше ребёнок работает пальчиками, тем больше организуется нейронных связей в мозге. Надо, чтобы дети постоянно что-то делали.

Преподаватели отмечают, что современным студентам приходится порой нелегко. Тенденция такова, что в школах элементарных знаний на уроках технологии не дают, и некоторые даже не знают, что такое напильник. Мастера вспоминают, что в их годы уже в школе работали на станках. Поэтому практические занятия для студентов очень важны и полезны. Кроме того, в задачи педагога входит не только обучение, совершенствование, но и воспитание. А с помощью таких творческих прикладных занятий студент получает всё вместе.
Наталья Лукьянчикова