13 ноября 2019 05:00
13 ноября 2019 05:00
фото: Анатолий Шулепов

Первый локомотивщик

«Уникальный командир нового типа» – так говорят о нём коллеги

В сущности, с появлением Петра Панченко на дороге закончилась эпоха паровозов.
Историческое решение об электрификации участка Челябинск – Кропачёво было принято Государственным Комитетом Обороны в мае 1944 года. Время, как вы понимаете, военное, тяжёлое, однако электрификацию 160-километрового участка – вопреки всему! – завершили даже с опережением сроков. В эксплуатацию его сдали уже 2 ноября 1945 года. К этому времени в локомотивном депо Златоуст заканчивалась реконструкция – паровозные цеха перестраивали и приспосабливали для ремонта электровозов. Позаботились и о кадрах: на дорогу прислали группу выпускников московской школы локомотивных бригад, обученную работать на электровозах.

– Все ребята молодые, красивые: Борис Чижевский, Алексей Почивалов, Саша Горбачёв… Но Пётр Панченко выделялся даже на их фоне, – рассказывает ветеран ЮУЖД Борис Сарычев.

Тогда совсем ещё мальчишка, Борис, как и весь Златоуст, жадно разглядывал «москвичей». Но у Сарычева перед всеми было преимущество: 
– Казённых домов в ту пору попросту не существовало, и ребят решили поселить у местных жителей. На моё счастье, их определили к Брюховым, в дом напротив нашего.

В общем, наблюдай – не хочу…

– Петя Панченко очень скоро стал для меня настоящим примером. Всегда аккуратный, прибранный, внимательный, а сколько знает об электровозах! С какой страстью о них рассказывает! Когда он позволил мне посмотреть кабину локомотива, а потом и взял в первую в моей жизни поездку, счастью не было предела! Сейчас я понимаю, что Пётр Михайлович, в сущности, заменил мне отца, – говорит Сарычев. – Я и в Златоустовскую дортехшколу учиться пошёл, чтобы быть на него похожим.

Спустя месяцы учёбы помощник машиниста Сарычев, к его радости, попадёт в колонну Панченко.

– Через несколько лет Пётр Михайлович, будучи уже руководителем депо, примет решение обкатать меня машинистом. Он включил меня в бригаду, которая водила правительственные поезда, и он же порекомендовал на должность начальника восстановительного поезда, – вспоминает Сарычев. – И я этим горжусь! Получить «добро» от такого человека дорогого стоит.

Ветерану, который «по заветам Панченко» честно работал всю жизнь и стал гордостью региона и всей дороги, вторит бывший главный инженер Златоустовского депо Николай Валерьянович Махов:
– На дорогу я прибыл в 1969 году по распределению. К тому времени Пётр Михайлович уже возглавлял службу локомотивного хозяйства ЮУЖД, но в депо Златоуст бывал часто. Наше предприятие было своего рода экспериментальной площадкой; именно здесь испытывали все новые электровозы, здесь же внедряли большую часть технических новинок. И Панченко досконально разбирался во всех деталях.

Отдельного упоминания заслуживают баталии, которые разгорелись во время отработки вождения по системе многих единиц (СМЕ). Это сегодня подобный способ управления подвижным составом стал обыденным, а ведь было время, когда в отрасли уже совсем решили: это невозможно! Ну не шла эта самая СМЕ! Наши соседи «куйбышата», например, попробовали стать «пионерами», но с этой ролью так и не справились. А вот златоустовцы не отступили – они смогли не только вычислить причину неудачи, но и заставили завод-изготовитель усовершенствовать конструкцию. В том числе потому, что знали: во время жарких споров их обязательно поддержит Панченко.

– Конечно, надо отдать должное и коллективу депо. У нас работали действительно уникальные специалисты: слесари, машинисты, мастера. Дотошные, знающие, увлечённые,– сразу же уточняет Николай Валерьянович.

Кстати, его самого за удивительное умение «разговаривать» с техникой по праву называли «локомотивным доктором».

А ещё бывший главный инженер хотел бы поблагодарить Петра Михайловича за масштабную реконструкцию депо: именно Панченко смог добыть необходимое финансирование и вложил в эту работу и руки, и сердце, и голову.

– Кстати, Пётр Михайлович сделал нам ещё один замечательный подарок – он рекомендовал на должность начальника депо Винокурова, хотя тот был из неосновного цеха. Винокуров больше двадцати лет успешно руководил предприятием! – продолжает Николай Валерьянович.

Вообще о том, как Панченко работал с кадрами, до сих пор легенды на дороге ходят. Все знавшие его подчёркивают: такого уважительного, внимательного отношения к людям ещё поискать. Пётр Михайлович по имени-отчеству обращался к большин­ству тех самых слесарей и машинистов, причём на любом предприятии, а не только в «родном» депо.

– Я считаю, он вообще был командиром нового типа. После войны локомотивный парк был в крайне запущенном состоянии, поэтому буквально все наши депо были вынуждены работать в три смены, а в Челябинске, Троицке и Карталах деповчанам разрешили делать заводской ремонт. Но даже эти меры не спасали. Поэтому на дороге каждый месяц проводили так называемые ремонтные съезды начальников депо. Мы собирались на одном предприятии, туда приезжали руководитель локомотивного хозяйства, заместитель начальника дороги, и начинался разбор. Скажу честно, порой наблюдать за этим было откровенно неприятно: в выражениях начальники не стеснялись… Однако с приходом на должность начальника службы локомотивного хозяйства Петра Михайловича Панченко ситуация полностью изменилась. Да, он был очень требовательным, строго спрашивал, но никогда при этом не позволял себе оскорблять людей, – рассказывает бывший начальник Челябинского депо Владимир Николаевич Лунин.

А ещё он отмечает кругозор Панченко:
– Не секрет, что железнодорожники часто «зациклены» на своей работе. Помню, ко мне как-то раз на приём пришла барышня с жалобой. Оказалось, она встречалась с нашим машинистом. И, по её словам, человек он был хороший, вот только во время свиданий всё про паровозы да про паровозы рассказывал… Барышня просила как-то повлиять на сердечного друга, а я ей ответил: не в моих силах. А если серьёзно, я не так много встречал железнодорожников, которые, помимо того, что блестяще разбираются в своей работе, ещё бы интересовались и миром вокруг. Панченко принадлежит к этому редкому типу. С ним интересно поговорить на любую тему!

…На пенсию Пётр Михайлович вышел в 1992 году, но ещё 13 лет оставался в дороге – руководил советом ветеранов войны и труда.

– Я рад, что принял эстафету именно у Панченко, – говорит действующий председатель Дорожного совета ветеранов Валерий Константинов. – Пётр Михайлович руководил организацией в непростое время, но сумел добиться успехов. Он всегда отстаивал интересы пенсионеров и многое сделал для развития ветеранского движения в целом. Наверное, мало кто знает, но это именно Панченко предложил доплачивать, пусть и небольшие суммы, председателям ветеранских первичек. Чтобы отстоять это решение, он несколько раз ездил в Москву, на приём к министру МПС. Позже это положение было зафиксировано в Коллективном договоре Компании, и председатели первичек по сию пору получают небольшую помощь от Компании. Это не только дисциплинирует людей – полученные средства позволяют хотя бы частично покрыть, например, расходы на связь. Ведь теперь мало у кого остались домашние телефоны, и чтобы обзвонить ветеранов, председателям приходится пользоваться личными сотовыми. Сегодня Петру Михайловичу исполняется 90 лет. И я искренне рад поздравить его с этой замечательной датой.
Марина Пономарёва

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28