25 мая 2020 01:19

25 мая 2020 01:19

Альтернативное мнение

В 2016 году в ОАО «РЖД» рассматривалась концепция развития пассажирских пригородных перевозок. Согласно этому документу, с 2017 года обязанность по закупкам электричек должна была перейти от Российских железных дорог к компаниям-перевозчикам.
Пока не ясно, произойдёт это или нет. Тем не менее, по словам специалистов, актуальность вопроса действительно впечатляет. К примеру, в прошлом году ОАО «РЖД» пополнило парк пригородных компаний 45 электричками, состоящими в общей сложности из 232 вагонов. Приобретено 82 вагона электропоездов серии ЭД9Э и ЭД4М (15 составов) производ­ства ОАО «Демиховский машиностроительный завод», а также 150 вагонов электропоездов ЭС2Г «Ласточка» (30 составов) производства ООО «Уральские локомотивы». Весь новый подвижной состав оборудован кондиционерами или системами климат-контроля, герметичными межвагонными переходами, прислонно-сдвижными автоматическими дверями, туалетами, системами видеонаблюдения, бортовой диагностики и мониторинга технического состояния электропоезда. Инвестиции в закупки составили 16 миллиардов рублей. Одним словом, объём средств солидный. Возникает вопрос, потянет ли его пригород.

– Такой вид перевозок дотируются государст­вом, – говорит генеральный директор ОАО «Свердловская пригородная компания» Евгений Савостин. – Соответственно, должна быть разработана концепция и определён порядок приобретения подвижного состава либо совместно с региональными властями, либо с правительством РФ, либо с заинтересованными лицами-инвесторами. Но для этого компания должна быть привлекательна для инвесторов. В 2015–2016 годах СПК вышла на безубыточный уровень. Если, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, получится сохранить эту позитивную динамику, то мы сможем представлять интерес для инвесторов.

При этом перевозчик уже неоднократно обсуждал с региональными властями возможность обновления подвижного состава. Но отсутствие определённого порядка и финансово-экономической составляющей не позволили продвинуться в решении этого вопроса.

Примечательно, что у ОАО «СПК» уже имеется опыт самостоятельных закупок. Причём в своё время компания сделала это одной из первых. Так, для привлечения пассажиров в поезда пригородного сообщения, создания благоприятных условий проезда, увеличения пассажиропотока, снижения эксплуатационных затрат в 2013 году по согласованию с ОАО «РЖД» приобрела подвижной состав нового поколения серии ДТ-1 производства ОАО «Демиховский машиностроительный завод». Два дизель-электропоезда, составностью четыре вагона, позволили заменить на Свердловской железной дороге порядка пяти вагонов, срок полезного использования которых ограничивался 2015 годом. Стоит отметить, что дизель-электропоезд предназначен для пригородных пассажирских перевозок на неэлектрифицированных и электрифицированных участках железных дорог. Вагоны имеют комбинированный выход, допускающий их эксплуатацию на участках с высокими и низкими платформами. Сейчас ДТ-1 курсирует по маршруту Екатеринбург – Верхний Уфалей.

– За счёт запуска современных инновационных поездов «Ласточка» на полигоне СвЖД в 2016 году пассажиропоток вырос на 3,31%, – продолжает Евгений Геннадьевич. – Похожие тенденции наблюдаются и на ЮУЖД. Всего компанией в прошлом году перевезено 22 миллиона человек. При этом рост пассажиропотока составил 1,44%. Мы активно стараемся развивать новые направления работы. Так, совсем недавно на совещании в г. Миассе представители властей, СПК и автотранспортных предприятий обсудили перспективы организации мультимодальных пассажирских перевозок по маршруту Челябинск – Миасс – Солнечная долина.

По словам руководителя, перевозки элект­ропоездом с увязкой времени прибытия и пересадкой на станции Миасс на автобусы позволит обеспечить максимальную безопасность следования пассажиров на данном отрезке пути, а также систематизировать порядок подъезда автотранспорта к горнолыжному курорту «Солнечная долина». Клиенты смогут приобрести единый билет, все льготы для проезда пригородным железнодорожным транспортом будут сохранены. В ближайшее время планируется рассчитать тарифы на перевозку, оптимальный график движения транспортных средств и расчёт времени в пути.

– На заседании совета по туризму губернатор области Борис Дубровский поддержал развитие туристических кластеров на территории региона, – сообщил Евгений Савостин. – В то же время он отметил, что для этого необходимы дополнительные виды сервиса. В том числе и транспортных услуг.

Тем не менее генеральный директор ОАО «СПК» подчеркнул, что, несмотря на оптимистичные цифры и новые направления развития, без поддержки государ­ства у компании нет финансовой возможности приобрести новый подвижной состав за счёт собственных средств. И эта ситуация актуальна для всех пригородных перевозчиков в целом по России.

Специалисты говорят, механизмы закупок могут быть разные: лизинг, финансирование из федерального или областного бюджета. Однако пока что главный ориентир для компании – не приобретение, а именно аренда подвижного состава.
Александр Кичигин