20 октября 2019 06:37
20 октября 2019 06:37
фото: Анатолий Шулепов

Качество под вопросом

Договоры на обслуживание средств пожарной автоматики дирекции будут заключать самостоятельно

В Москве состоялось заседание Центральной пожарно-технической комиссии ОАО «РЖД», на котором огласили итоги работы в прошлом году и сообщили о нововведениях 2017-го. В целом по сети тенденция положительная – количество пожаров год от года снижается. Причём она наблюдается как по стационарным объектам, так и по подвижному составу.
Однако степень успехов на каждой дороге в от­дельности разнится довольно существенно. Как и в любом соревновании, есть свои лидеры и аутсайдеры. Радует то, что, к примеру, Южно-Уральская магистраль избегает серьёзных провалов и считается крепким середнячком в области пожарной безопасности.

– Я оцениваю работу наших специалистов удовлетворительно, – отмечает главный пожарный инспектор на ЮУЖД Дмитрий Резниченко. – За прошлый год мы не получили ни одной претензии от руководства Южно-Уральской железной дороги, которая является нашим заказчиком. Отработали без серьёзных эксцессов. Хочу постучать по дереву – за 2016 год произошёл всего лишь один пожар на стационарном объекте, правда, серьёзный, на посту электрической централизации. Однако ЧП, к сча­стью, случилось на малодеятельном участке, и поэтому событие не привело к глобальным задержкам поездов. За все 27 лет работы я не помню года, когда был зарегистрирован всего один пожар на стационарном объекте.
А вот какая проблема стоит перед сетью наиболее остро, так это пожары на локомотивах. В основном в зону риска попадают старые 2ТЭ10. Ещё совсем недавно, какие-то пару лет назад, конкретно по этому показателю ЮУЖД была среди «лидеров» своеобразного антирейтинга наравне с Северной дорогой. Сегодня же ситуация постепенно меняется, однако пока что не теми темпами, какими хотелось бы.

– По итогам осеннего комиссионного осмотра я встречался с начальником Дирекции тяги и начальниками локомотивных депо, – продолжает Дмитрий Александрович. – В целом хочу отметить, что понимание всей серьёзности ситуации есть. Я возлагаю большие надежды на нашу совместную работу. С одной стороны, мы понимаем, что сложно сравнивать разные магистрали по количеству пожаров на локомотивах. На той же Западно-Сибирской, во-первых, более новый подвижной состав, а во-вторых, на отдельных дорогах гораздо меньше тепловозной тяги. У нас же её довольно много. Тем не менее есть чёткое указание старшего вице-президента Валентина Гапановича снижать количест­во пожаров на локомотивах, что мы и стремимся делать.

Что касается нововведений этого года, то их немало. Так, довольно существенные изменения произошли в нормативных документах. И самое значимое касается периодичности проведения проверок объектов Государственным пожарным надзором. Согласно новому регламенту, происходит снижение количества надзорных действий. Например, если ранее Госпожнадзор проводил проверки не чаще чем раз в три года, то сейчас в зависимости от функционального значения объекта срок проверок может быть продлён до семи лет. Пока что по предварительным оценкам большинство объектов ЮУЖД подпадают под категорию один раз в четыре года.

– В целом мы оцениваем нововведение очень положительно, – отмечают в пожарном ведомстве магистрали. – Тут действует своеобразный принцип достаточности. Для производственных предприятий должно быть снижение административной нагрузки – нужно дать предприятиям спокойно работать не отвлекаясь. Здесь вероятность гибели человека в результате пожара минимальна. Вместе с тем никаких послаблений нельзя допускать для объектов социальной сферы, детских садов, школ и больниц.

Однако некоторые новшества у профессионалов вызывают опасения. Так, на каждом стационарном объекте магистралей имеются свои системы пожарной автоматики. Предыдущие годы сущест­вовал договор, в рамках которого обслуживанием этих систем занималась одна конкретная компания ЗАО «Отраслевой центр внедрения». Причём она работала по всей сети дорог. По мнению ведомственных пожарных, это было очень удобно: взаимодействие было наработано годами, любая претензия устранялась в максимально короткие сроки. Да и качество работы одного подрядчика отследить намного проще, как и, собственно, на него повлиять.

Но с 2017 года заключение подобных договоров отдано на откуп региональным дирекциям и дорогам. С учётом того, что в трёх областях, которые находятся на полигоне обслуживания ЮУЖД, таких контор разного размера насчитываются сотни, вероятность неправильного выбора довольно высока.

– Договоры будут заключаться через открытый тендер, – говорит Дмитрий Резниченко. – Есть определённые требования, но главный критерий: кто предложит наиболее низкую цену, тот и победит. Эта инициатива принадлежит государственным органам власти. Понятно, что это делается для того, чтобы поднять экономику страны, дав «зелёный свет» малому и среднему предпринимательству. Тем не менее мы очень опасаемся за качество работы новых подрядчиков. А средства пожарной автоматики – очень важный вопрос, рисковать в нём чревато тяжёлыми последствиями. Ведь не факт, что уровень знаний работников, их оснащённости и опыта будет соответствовать потребности железнодорожников. Главное, чтобы не получилась ситуация, что коммерческая фирма просто получила лицензию, пытается влезть в крупную структуру и заработать деньги. А качество… Поймите правильно, мы будем очень рады, если попадутся добросовестные предприниматели. Но практика проверок первичных средств пожаротушения, которые обслуживаются разными сторонними организациями уже не первый год, оптимизма не вызывает – нарушений много.

При этом ведомственным огнеборцам отводятся функции контроля за обслуживанием установок пожарной автоматики. А как будут выполнять свои обязательства новые подрядчики, покажет время – первые договоры уже заключены. 
Дмитрий Зорин

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31