25 февраля 2020 22:24

25 февраля 2020 22:24

А где же орден?

Железнодорожники обеспокоены отсутствием упоминания об ордене в названии дороги

Примерно раз в три месяца в Музее истории ЮУЖД раздаётся телефонный звонок, и взволнованный, а чаще возмущённый голос спрашивает: «Почему из названия дороги исчезли слова про орден?».
Действительно, вплоть до 1999 года в официальных документах активно используется наименование «Южно-Уральская ордена Октябрьской Революции железная дорога». Подобное же название встречается и в единичных приказах 2000-2001 годов, хотя в Уставах ЮУЖД конца 1990-х «ордена…» уже нет. А вот в централизованном виртуальном хранилище изображений «Википедии» до сих пор в наименовании дороги есть ссылка на орден.

Орденоносной наша магистраль стала более 40 лет назад. В дорожном музее на самом видном месте экспозиции размещён муляж ордена и грамота со следующим текстом: «Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик за большие успехи в выполнении заданий пятилетнего плана перевозок народохозяй­ственных грузов, внедрение в производство передовых методов труда и обеспечение высоких технико-экономических показателей в работе Указом от 3 февраля 1971 года наградил Южно-Уральскую железную дорогу орденом Октябрьской Революции». Здесь же находится фирменное знамя дороги, золотистые кисти которого прикреплены к орденским лентам. Ниспадающие красные шёлковые муаровые ленты имеют пять голубых полос, они по цвету и рисунку соответствуют ленте присвоенного ордена. 

Орден Октябрьской Революции, одна из выс­ших наград Советского Союза, был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР 31.11.1967 года в честь 50-летия революции 1917 г. На 1960-е как раз пришлись ряд крупных преобразований на ЮУЖД. Дорогой в это время руководят Дмитрий Калабухов (1953–1966 гг.) и Геннадий Виноградов (1966–1969). В 1961 году, после присоединения Петропавловского отделения, был электрифицирован последний участок главного хода Транссиба Макушино – Исилькуль. Вместе с электрификацией на дороге появились более мощные электровозы и тепловозы (в 1973 году на ЮУЖД прозвучал последний паровозный свисток в поездном движении). Одновременно шло строительство новых железнодорожных веток: Миасс – Учалы (1959), Пески – Урицкое, Кыштым – Пирит (1960), Магнитогорск – Белорецк (1962), Гудрон – Буруктал, Пески – Володарское (1963). На ряде участков строятся вторые пути, значительное путевое развитие получают Челябинский, Карталинский, Курганский, Магнитогорский, Орский и другие узлы. Позже самой масштабной станет реконструкция станции Кропачёво. Широко внедряются в железнодорожный процесс автоматика, телемеханика и связь. 84% участков дороги оборудованы автоблокировкой, жезловой способ остался лишь на узкоколейках. Основным направлением реконструкции локомотивного и вагонного хозяйства явилось усиление ремонтной базы подвижного состава. Экономический эффект от рационализаторских предложений составил около 50 млн рублей.
В 1965 году был построен новый вокзал в Челябинске, один из лучших в стране. Вокзальные комплексы обновлены или построены заново в Кургане, Петухово, Бузулуке, Миассе, Шумихе, Златоусте. С 1967 года на дороге приступили к внедрению электронно-вычислительной техники – на ЮУЖД открылся вычислительный центр. Одновременно с технической реконструкцией улучшались культурно-бытовые условия железнодорожников. С 1956-го по 1965 год было введено 700 тыс. кв.м жилья. Построены десятки школ, детсадов, больниц, поликлиник. На крупных узловых станциях возводятся Дворцы культуры железнодорожников, базы отдыха, профилактории. Для подготовки профессиональных кадров были открыты техникумы в Челябинске, Оренбурге, Петропавловске, технические школы и училища, филиал Уральского электромеханического института.

Техническое перевооружение дороги позволило из года в год наращивать темпы по освоению возрастающего объёма перевозок. Наивысших показателей в пассажирских и грузовых перевозках Южно-Уральская железная дорога достигла при Фёдоре Шулешко (1969–1972 гг.), когда был осуществлён своеобразный технологический рывок. А начальник дороги впоследствии всегда заявлял, что свои многочисленные личные награды он отождествляет с заслугами соратников.

Торжественное собрание трудящихся дороги, посвящённое вручению ордена, состоялось 15 марта 1971 года во Дворце культуры железнодорожников. Сюда съехались передовики со всех отделений дороги, представители Челябинской, Курганской, Оренбургской, Северо-Казахстанской областей. Открыл собрание председатель Дорпрофсожа Фёдор Манжесов. Первый секретарь Челябинского областного комитета партии Михаил Воропаев, зачитав Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении магистрали, прикрепил орден к железнодорожному знамени. В адрес собрания, а также в адрес руководства и профсоюзов дороги поступили многочисленные поздравительные телеграммы и письма от дорожных предприятий, от промышленных комбинатов города и области. Целая папка таких телеграмм хранится в фондах дорожного музея. Труженики ЮУЖД, объединённые каким-то единым порывом, брали на себя всё новые и новые трудовые обязатель­ства. Вот, к примеру, несколько строк из телеграммы коллектива станции Кропачёво: «В ответ на награду мы обязуемся держать «западные ворота» нашей дороги так, чтобы поезда двигались беспрепятственно. Мы обязуемся обрабатывать скоростным методом не менее тридцати поездов и сдать сегодня на два поезда больше плана. Без промедления, не откладывая на завтра, надо сделать всё, чтобы наша Южно-Уральская стала образцово-передовой на сети дорог». 

Так и случилось. В 1974 году она была представлена на ВДНХ как дорога наивысшей производительности труда и самой низкой себестоимости перевозок. А в 1978 году был обобщён и использован на всей сети дорог опыт Южно-Уральской магистрали по взаимодействию с промышленными предприятиями.

Сегодня наша дорога своим трудом продолжает подтверждать право быть орденоносной, несмотря на то, что упоминать об этом почему-то больше не принято. Сотрудники музея не нашли ни одного документа в архивах, который бы отменил упоминание об ордене, но современные реалии сократили название до принятого сегодня. А Музей истории ЮУЖД обращается к читателям газеты «Призыв» с просьбой помочь в сборе фотографического и документального материала, отражающего славный путь Южно-Уральской ордена Октябрьской Революции железной дороги.
Марина Воронкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31