19 февраля 2020 04:31

19 февраля 2020 04:31

фото: Анатолий Шулепов

Речь – это тоже движение

Педагоги детского сада №157 ОАО «РЖД» разработали курс занятий, позволяющий дошкольникам быстрее справляться с речевыми нарушениями.
Более половины воспитанников детских садов нуждаются в занятиях с логопедами. Проблемы с речью сейчас не редкость, а потому педагоги стремятся применять наиболее эффективные методы коррекции. Опираясь на научную базу петербургских исследователей, учитель-логопед высшей категории Елена Семёнова и инструктор физвоспитания высшей категории Светлана Камелькова создали свой комплекс упражнений, развивающий речевую и двигательную активность одновременно.

– Речь – это высшая и очень сложная функция мозга, – объясняет Елена Семёнова. – У детей главную роль в речевом процессе берёт на себя мозжечок. С ним связаны развитие памяти, внимания, речи и другие познавательные процессы. Его функционирование можно совершенствовать с помощью особых физических упражнений.

По словам специалистов, речь – это тоже движение, строится оно по тем же принципам. Язык – это та же мышца, поэтому, если плохо работают руки и ноги, недостаточно хорошо будет двигаться и он. Этот факт уже доказан физиологами и нейрофизиологами и описан в книге «Педагогика, изменяющая мозг» Виктории и Олега Ефимовых. На их исследования и опирались педагоги дет­ского сада №157 ОАО «РЖД».

– Если у ребёнка хорошо развито чувство равновесия, координация, точность и сила движений, а также мелкая и артикуляционная моторика, то он быстрее преодолевает те нарушения речи, которые есть, – добавляет Светлана Камелькова.

Педагоги перенесли опыт профессоров на условия детского сада и разработали свой комплекс упражнений. Финансирование позволило закупить разнообразные тренажёры, для упражнений на равновесие используются балансиры, развивающие функцию мозжечка. Приобрели батут, велотренажёр и игровой тоннель.

– В начале года ребята с опаской смотрели на непрозрачную «гусеницу», у них наблюдалась боязнь замкнутого пространства. Но теперь они заползают в тоннель уже по нескольку человек и сидят, у них там домик, – рассказывает Светлана Камелькова.

У каждого упражнения есть своя коррекционная задача. Дети учатся чувствовать равновесие, ритм и скорость, работая в команде. Например, в игре «черепаха» ребята встают на четвереньки, на их спины кладётся мат. После они должны синхронно шагать, чтобы «панцирь» не упал. 

Чувство равновесия и умение держать осанку у детей вырабатывается за счёт другого упражнения. Дошкольники сидят не на обычных стульях, а на фитнес-болах, и при этом рисуют. Нужно держать баланс и не расслабляться: только согнёшь спину – мяч сразу покатится в сторону. 

Все задания ребята выполняют с удовольствием. Артикуляционная гимнастика сама по себе иногда становится скучной, требует усидчивости и настойчивости. Но если её выполнять вперемешку с физической нагрузкой, становится гораздо интереснее. 

– Когда наш воспитанник посещает такие занятия, у него снижается учебная нагрузка, – объясняет заведующая детским садом №157 ОАО «РЖД» Светлана Чернякова, – ему не нужно отдельно заниматься с логопедом и инструктором физвоспитания. Весело, в игровой форме он получает пользу по двум направлениям одновременно. При этом у него остаётся больше свободного времени.

Педагоги считают, что было бы неплохо проводить подобные интегрированные занятия и для ребятишек более раннего возраста.

– Если мы будем снижать возраст детей, посещающих наши занятия, появится возможность заниматься не только коррекционной деятельностью, но и реабилитационной. То есть в возрасте до трёх лет, когда речь у ребёнка ещё не сформирована, можно не допустить развития нарушений в звукопроизношении, чтобы потом не пришлось их устранять, – объясняет учитель-логопед Елена Семёнова.
Марина Паниковская

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31