31 мая 2020 07:00

31 мая 2020 07:00

фото: Анатолий Шулепов

Полёт фантазии

Восстановители ЮУЖД впервые провели масштабные учения команд профильных поездов

В столицу Южного Урала прибыли солидные делегации – по шесть человек от каждого восстановительного поезда. Очередные учения было решено провести на базе ВП станции Челябинск-Главный. Они, по сути, стали «крещением» местного обновлённого полигона.
Специалисты с полным правом называют мероприятие уникальным. По сути, это скорее даже и не учения, а конкурс профессионального мастерства с полагающимся в данном случае призовым фондом. Однако если раньше помериться знаниями и смекалкой предлагалось восстановителям одной профессии от разных поездов, например, бульдозеристам, крановщикам и так далее, то теперь решили оценить именно бригадный метод работы. Такой подход некоторые называют, ни мало ни много, революционным.

– Признаться, я не слышал, чтобы что-то подобное проводили где-то на сети, – говорит заместитель начальника Южно-Уральской дирекции аварийно-восстановительных средств Константин Рыбин. – Сравнивать нам не с чем. Именно поэтому были некоторые сложности в организационных вопросах. Но, опять же повторюсь, это первый опыт. В дальнейшем мы планируем совершенствовать процесс.

Одна из первых особенностей – конкурс проводится четыре дня, оцениваются по две команды в день. Это и неудивительно, учитывая масштабы. Весте с тем мероприятие традиционно поделили на два этапа: теоретический и практический. Первый вполне привычный, но от этого не менее важный. Он представлял собой компьютерное тестирование на знание правил охраны труда, методики ведения аварийно-восстановительных работ, ПТЭ и так далее. Однако самое интересное впереди – полигон.

И вот тут участников ждало главное новшество – отныне здесь сымитировано путевое развитие станции.

– В своё время сюда просто завезли рельсошпальную решётку, примерно по 50 метров в длину, и «раскидали» веером на солидном расстоянии друг от друга, – рассказывает главный инженер дирекции Михаил Корытко. – На то были свои причины, тем не менее условия для тренировок, как вы понимаете, далеко не идеальные, в жизни такого не встречается. Сложную ситуацию создать довольно непросто. Отрабатывали лишь примитивные сходы.

Сейчас же положение дел резко изменилось. Буквально за месяц полигон претерпел существенные изменения. Во-первых, с помощью старогодных материалов здесь сымитировали два основных пути станции и один подъездной. Причём они уложены по всем правилам на расстоянии 4,8 метра друг от друга. Во-вторых, по бокам теперь красуются опоры, а сверху появилась полноценная контактная сеть.

– Сейчас практически всем восстановительным поездам, быть может, кроме Бузулука, приходится работать под контактной подвеской, – поясняет Михаил Фёдорович. – Это, естественно, создаёт свои особенности – большим краном при полном вылете стрелы работать невозможно, спектр возможностей существенно сужается, приходится совершать дополнительные маневры. И чтобы нашим специалистам не растеряться в подобной ситуации, необходима отработка действий. И теперь мы способны это делать, по сути, в боевых условиях.

Ситуацию для действующих учений теперь можно создать по-настоящему непростую. Легенда такова: при отправлении поезда с третьего приёмо-отправочного пути с рельсов одной тележкой сошёл локомотив. Это повлекло сход следующего за ним крытого вагона. Он, в свою очередь, вошёл в габарит соседнего пути и столкнулся с вагоном прибывающего на второй путь состава. В итоге движение было прервано по обоим главным путям станции.

У каждой команды есть примерно по 10 минут на оценку ситуации, а дальше – в бой. Чтобы создать равные условия, решили выдать в распоряжение участников телескопический кран «Сокол-60», он есть во всех восстановительных поездах. Разрешается пользоваться гидравлическим оборудованием, но ни в коем случае не накаточным, по условиям – тяги нет (на самом деле ограниченные размеры полигона этого не позволяют). На какой путь заезжать, команды выбирают сами.

– Вы посмотрите, какая непростая ситуация, – улыбается Константин Рыбин. – Сход масштабный, разрушения реальные, под одним из вагонов не только выбита тележка, она полностью разрушена. Здесь не просто подъехал и устранил примитивный сход, здесь уже требуется, так сказать, полёт фантазии. Но правильный вариант нам прекрасно известен. Первым делом им необходимо открыть движение хотя бы по одному из путей, пропустить поезда. Это не как раньше – восстановители приезжают, движение перекрывается. По сути, теперь мы работаем в режиме «окон», пропуская составы.

За каждое правильное действие, как и ранее за правильные теоретические ответы, начисляются заветные баллы. Однако в «горячке» работы не стоит забывать и об охране труда. Малейшее нарушение – и тут же следуют штрафы. Это особенно важно, когда бьёшься за победу.

– Мы постоянно участвуем в подобных мероприятиях и, надо отдать должное, как правило, наши ребята в этих вопросах не позволяют себе вольностей, – говорит ведущий специалист по охране труда дирекции Елена Гринченко. – Но если всё же что-то увидим, обязательно после побеседуем, объясним, почему сняли баллы и над чем стоит дополнительно поработать.

Во время аварийно-восстановительных работ на своих коллег со стороны с интересом поглядывают специалисты ВП Челябинск. По сути, именно они главные «дирижёры» этих четырёх дней и раз за разом имитируют сход для остальных, с увлечением разрушая идеальную картину.

– Главная сложность заключается в том, чтобы создать равные условия для всех, – признаётся начальник поезда Алексей Колесниченко. – Чтобы габарит одинаковый, чтобы тележка «разлеталась» по похожему сценарию. Это, конечно, непросто, но возможно. Челябинский поезд тоже принимает участие. Конечно, в отличие от коллег, мы уже знаем ситуацию, поэтому руководство придумало для нас кое-что иное. Это, без сомнения, интригует, но мы готовы продемонстрировать несколько новинок, которые позволят завоевать дополнительные баллы.

Кстати, о новинках: конкурс – это ещё и повод поделиться своими достижениями и рацпредложениями. Однако в этот раз они будут касаться не столько усовершенствования оборудования, сколько самой методики ведения аварийно-восстановительных работ. 

Между тем на «площадке» свои навыки демон­стрируют специалисты из Магнитогорска. В целом с заданием справляются достаточно быстро – в среднем по 20 минут на единицу при нормативе в один час. Правда, сборка тележки заняла чуть больше времени, чем рассчитывали изначально.

– С одной стороны, в реальной ситуации можно было бы использовать инвентарную тележку, – рассказывает главный инженер Михаил Корытко. – Однако, во-первых, это было бы слишком просто. Во-вторых, её не всегда можно доставить непосредственно к месту работ. В-третьих, повреждённых тележек может быть много, всех их не заменить, поэтому придётся собирать на месте.

– В целом справились неплохо, – уверен начальник восстановительного поезда станции Магнитогорск-Грузовой Виктор Бубнов. – Кран отлично помог, с гидравликой было бы сложнее. Несмотря на хороший результат, выводы определённые были сделаны и, когда вернёмся, будем думать над тем, как улучшить работу.

По словам руководства дирекции, обустройство полигона ещё не окончено. В планах сымитировать условия для съезда с платформы и заезда на неё бульдозеров. Иногда, признаются наши собеседники, это сделать очень непросто. И не секрет, что без отработки навык теряется. После реализации всего запланированного можно будет сказать, что на дороге в каждом регионе появится ещё один полностью укомплектованный полигон: к образцовым Кургану и Орску добавится Челябинск.

Что же касается самого конкурса, то его результаты приятно удивили организаторов.

– Мы однозначно продолжим организовывать мероприятия, ведь они доказали свою эффективность, – отмечает Михаил Корытко. – При этом будем менять базы проведения и условия. Кое-какие моменты для доработки имеются, но они вполне решаемы. Думаю, конкурс – отличное дополнение к празднованию 80-летия аварийно-восстановительных средств Южно-Уральской магистрали.
Александр Кичигин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31