06 июня 2020 14:03

06 июня 2020 14:03

фото: Анатолий Шулепов

В кадре со звездой

Железнодорожница помогла снять фильм режиссёру Сергею Герасимову

Гульсира Каримова была незаменимым работником на многих станциях Южно-Уральской магистрали и даже на Дальнем Востоке. Сейчас она возглавляет совет ветеранов на станции Аргаяш. За плечами у неё почти 40 лет работы и множество интересных воспоминаний.
В 1956 году пришла работать на станцию Металлургическую стрелочником и очень быстро добилась повышения.

– Тогда паровозы возили уголь на Челябинский металлургический завод двумя тягами и гудели так, что полгорода будили. А мы в такой атмосфере постоянно работали, – вспоминает Гульсира Талховна.

Тогда повышать сотрудников было положено не раньше чем через год. Но уже через три месяца ей предложили сдать экзамены на старшего стрелочника. Потом отучилась в Дорожной технической школе на курсах дежурного по станции, и её распределили на станцию Кукшик Златоустовского участка железной дороги. Лёгкая на подъём Гульсира Каримова недолго трудилась на небольшом грузовом пункте. 

– Прошёл год, и снова пришло распоряжение отправляться на учёбу, – рассказывает она. – Со всех дорог собрали представителей разных должностей и предприятий и предложили им окончить институт. Это была экспериментальная программа. На базе девяти классов меня взяли сразу на третий курс. На четвёртом мы уже работали на Челябинском узле как штатные единицы, а учились вечерами.

После пятого курса железнодорожницу распределили в Усть-Катав на должность дежурного по станции. В скором времени понадобился начальник на станцию Мурсалимкино, на эту должность новоиспечённого специалиста перевели в оперативном порядке, правда, опять ненадолго.

– Оттуда мне пришлось бежать, – утверждает Гульсира Талховна. – Там народ работал странный. Говорит мне один: «Выходи за меня замуж, иначе убьём тебя». А я поехала в отделение дороги и говорю, что на станцию больше не вернусь, я жить хочу. И перевели меня на Миасс-1 маневровым диспетчером.

С этим периодом разнообразной трудовой жизни железнодорожницы связано рекордное количест­во воспоминаний. Ещё бы, на станции первого класса работа насыщенная и непростая. К тому же иногда диспетчеру приходилось заменять дежурного по станции. 

– Если одна лампочка зазвенит, а ты не успеешь среагировать, включаются все десять. Потом попробуй их все отпиши, объясни, что случилось. Даже поесть не успевали. Приходила дежурная по вокзалу и говорила: «Командир, надо вас покормить». Принесёт из столовой обед, пока я ем, она за лампочками следит, – вспоминает Гульсира Талховна.

На станции Миасс-1 она отработала без аварий. Правда, однажды нестандартная ситуация всё-таки случилась.

– В три часа ночи машинист пассажирского поезда закричал по рации: «Кто меня слышит?». Я откликнулась. Сообщил, что в третьем вагоне пожар. Я его не вижу, а должна командовать. Говорю: немедленно останавливайтесь и расцепляйте состав на три части. Проводникам хвостового вагона дайте сигнал, чтобы закручивали ручные тормоза. Эвакуируйте всех пассажиров. Только я ему команду дала, звонит начальник дороги Иван Павлович Воробьёв и требует срочно доложить обстановку. Я ему рассказала всё, как есть, пообещала сообщить, когда локомотивная бригада завершит манёвры. Затем приняла этот пассажирский состав на пятый путь и доложила о ситуации. Он похвалил, говорит, что действия выполнила правильные, – вспоминает железнодорожница.

А ещё здесь ей удалось поучаствовать в съёмках двухсерийного чёрно-белого фильма «Журналист». Пришёл как-то раз на станцию режиссёр Сергей Герасимов и попросил движенцев, чтобы ему для съёмок выделили поезд минут на 45. Главная героиня Галина Польских должна была постоять на станции, зайти в вагон и как бы уехать, а другие актёры её проводить. Конечно, так сделать не удалось, ведь поезда все задействованы, свободных нет. 

– За 45 минут у меня военный тупик встанет, контейнерная площадка встанет, да ещё и до элеватора каждые 15 минут поезд отправляем, – объясняла Гульсира Каримова режиссёру. – Я ему сначала отказала, говорю, никак не получится. Он сходил к начальнику станции, его пытался уговорить. А потом приходит и спрашивает: «У вас когда ближайший пассажирский поезд будет? Актриса зайдёт в вагон в одном кадре, а потом сразу же выйдет. Понадобится всего минут пять-семь». Дождались, пока на станцию приедет пассажирский поезд, сообщили машинисту, чтобы тот руководствовался только сигналом маневрового диспетчера. Я сказала ему: у вас стоянка четыре минуты, перед отправлением смотрите на меня. Когда подам знак, слегка тронетесь вперёд, потом замедлитесь, чтобы актриса на тихом ходу вышла из вагона, – рассказывает Гульсира.

Съёмки прошли оперативно. За время стоянки поезда актриса Галина Польских сделала всё по сценарию: зашла в вагон, помахала рукой провожающим, а когда поезд поехал, вышла из него на тихом ходу. На следующий день Сергей Герасимов планировал сделать ещё один кадр: снять массовку рядом с автозаводом. Тогда Гульсира не только помогла на съёмках, но и сама стала героиней эпизода, а заодно привлекла работников станции к участию в них.

– Где-то минут сорок нас гоняли, чтобы довести эпизод до идеала. Нам нужно было изобразить заводчан, которые спешат на работу, а Галина Польских между нами ходила, высматривала кого-то в толпе, – описывает Гульсира съёмочный процесс.

Когда фильм выпустили в прокат, железнодорожников, как участников, пригласили на мест­ный канал, и они рассказали о впечатлениях от съёмки. Так сказать, стали «звёздами» дважды.

За годы трудовой деятельности ей удалось поработать даже на станции Находка Дальневосточной железной дороги. Пришло распоряжение от Министерства путей сообщения направить туда специалистов из-за серьёзного кадрового недобора. Если на аналогичных станциях Южно-Уральской магистрали в смене трудились четверо-пятеро движенцев, то там только двое-трое. Они сутками работали, пока не приехало подкрепление из Челябинской области. Не побоявшись покинуть родной край и уехав на семь тысяч километров от дома, Гульсира стала маневровым диспетчером на приморской станции.

– В Находке стояло шесть больших пароходов из разных стран. Нам нужно было общаться с моряками: спрашивать у них, что будут грузить, когда отправление, – объясняет Гульсира Талховна.

Там, кстати, железнодорожница снова стала участницей съёмок. Режиссёр Эдуард Гаврилов запечатлел её в эпизоде фильма «Путина», посвящённого добыче рыбы в Тихом океане.

– Я стояла у парохода, разговаривала с капитаном судна. Там и стала героиней двух кадров, – рассказывает Гульсира Талховна.

Спустя 15 лет после работы в Находке в 1980 году Каримова вернулась на родную Южно-Уральскую дорогу дежурным по станции Аргаяш. Ходила на партсобрания в сельский совет, хотя и не была членом партии, заменяла стрелочников на посту, выполняла поручения начальника станции, в общем, была «специалистом широкого профиля».

Сейчас Гульсира Талховна помогает решать проблемы двух десятков ветеранов – бывших движенцев станции Аргаяш. Из них двум пенсионерам уже исполнилось 90 лет, пятерым за 85, а ещё четверо вышли на заслуженный отдых совсем недавно.
Марина Паниковская
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31