07 июня 2020 12:15

07 июня 2020 12:15

Учите матчасть и не бойтесь рисковать

В этом году восстановители отмечают юбилей – 80 лет со дня образования подразделения

Танки вместо тягачей и двухосные вагоны – в таком состоянии принял восстановительный поезд Борис Сарычев.
Было это в 1968 году на станции Златоуст. Борис Иванович к тому времени работал машинистом в местном депо, был на хорошем счету у начальства и заслужил уважение коллег.

Это вроде бы повышение он воспринял как наказание.

– В то время восстановительные поезда были приписаны к депо. И никто там работать не хотел! Ларчик открывался просто: я как машинист получал по триста рублей в месяц, а начальнику поезда платили по сто сорок рублей, а остальным ещё меньше. А ведь у людей семьи, их кормить надо! – поясняет Сарычев. – Но мне «припомнили» членство в партии и обставили назначение так, что отказаться было невозможно.

Этот небольшой шантаж объяснялся просто: руководству отделения дозарезу нужен был толковый начальник поезда. Ведь работы у восстановителей в то время было – мама не горюй! Только за два года, 1969-й и 1970-й, на участке от Челябинска до Кропачёво «ушли» с рельсов более 400 вагонов и 7 локомотивов.

– Вагоны и локомотивы пошли новые, нагрузки и весовая норма увеличивались, а путь старый! На большинстве участков рельсы лежали Р-43, вот и не выдерживало железо. Сыпалось всё страшно! – вспоминает Борис Иванович.

В принципе, традиции у коллектива были хорошие.

– Этот восстановительный поезд в 1936 году организовал мой тесть, Пётр Иванович Гусев – грамотный, ответственный специалист, трудяга (сейчас, кстати, в поезде работает его внук, Валерий Владимирович). Здесь работал первый на ЮУЖД кавалер ордена Ленина Василий Ильич Башкиров. Ордена Ленина был удостоен и крановщик Виктор Чарыков, а крановщик Иван Ситнов получил удостоверение почётного восстановителя СССР, подписанное лично Сталиным. Но, как я уже говорил, в конце шестидесятых наступил спад. Техническая база поезда не выдерживала критики. Мне достались два танка вместо тягачей, два паровозных крана, вагоны все двухосные… Да и в коллективе надо было наводить порядок. Приведу простой пример: люди друг к другу обращались не по фамилиям и даже не по именам – по кличкам! – говорит Сарычев.

Воспитание коллектива молодой руководитель начал с технической учёбы.

– Буквально на следующий день после моего назначения получили мы кран немецкий. Я ночь сидел, изучал матчасть. А утром организовал лекцию. Смотрю, народ перешёптывается: мол, машинист, а толк знает! В технике разбирается! С тех пор и повелось: каждое утро начинали с техучёбы. Занятия проводили все – от крановщиков до стропальщиков. Понятно, что с кондачка лекцию не прочтёшь – к ней готовиться надо. Значит, лектор должен материал накрепко затвердить. А ведь он потом ещё и спрашивать начнёт… А кому охота в грязь лицом ударить? В общем, через несколько месяцев у меня даже уборщицы знали ПТЭ, – улыбается Сарычев.

Потом появилась балльная система. А дело было так: случилось несчастье – товарный вагон с сопровождающим упал в речку. 

– Надо вагон «вскрывать», а у меня единственный бензорезчик в отпуске! А не вскроешь – человек погибнет. Я этот бензорез в жизни в руках не держал, но тут деваться было некуда – взял его и пошёл, – поясняет Борис Иванович.

Человека спасли, а Сарычев немедленно отправился к НОДу, Владиславу Попову:
– Надо, говорю, чтобы взаимозаменяемость была. Чтобы каждый работник поезда освоил не менее трёх профессий! И за каждую ему доплачивать!

В итоге через несколько месяцев в распоряжении Сарычева было уже 10 бензорезчиков, а прочих «совместителей» и не сосчитать! Зарплаты у людей выросли, но главное – выезжая на перегон, они уже не ждали, когда освободится дядя Вася или дядя Петя, в работу впрягались все и сразу. За счёт этого удалось заметно увеличить скорость ликвидации ЧП. Вагон с откоса поднимали и увозили за 30–40 минут!

– Нам даже в Управлении дороги не верили, говорили: вы нас обманываете, это невозможно, – довольным голосом комментирует ситуацию ветеран.

Кстати, вопрос повышения личной зарплаты Борис Иванович решил не менее остроумно: он занялся рационализацией. Ведь за каждую новинку автору причитались выплаты, и порой весьма приличные. В итоге на его счету оказалось больше 150 «рацух»! Причём не рядовых, «для галочки», а самых что ни на есть нужных: его новинки мгновенно «разлетелись» по восстановительным поездам ЮУЖД, а многие потом успешно применялись на всей сети.

Восстановители немало сделали и для развития Златоустовского отделения.

– За несколько лет мы заменили около ста мостов, – вспоминает Сарычев.

Большинство из них было собрано во время войны, когда надо было срочно укрепить путь. Как вы понимаете, с материалами тогда было туго, и на объектах порой использовали самые немыслимые материалы и применяли нетривиальные конструкторские решения… Команда Сарычева эти «раритеты» демонтировала, а на их место аккуратно водрузила новые конструкции. Но и к «старичкам» отнеслись бережно: их промаркировали и сложили в одном месте.

– Это государственный запас! Мало ли что может произойти! А у нас: раз – и есть замена! – даже как-то воинственно заявляет ветеран.
Те немногие экземпляры, которые спасти не удалось, пошли на укрепление русла реки Ай.

– Станция Златоуст «зажата» горами, разгуляться там особо негде. И я вспомнил, что когда-то сущест­вовало предложение сдвинуть реку… А на образовавшемся полуострове можно прекрасно обустроить пассажирский парк! Ну, речку мы быстро сдвинули, а вот полуостров оказался низковат. Тогда я объехал все стройки города и предложил вывозить вынимаемый под фундаменты грунт к нам. И нам бесплатно завезли миллионы тонн земли, – рассказывает о своих «художествах» Сарычев.

За коллективом златоустовского восстановительного поезда числятся и другие нетривиальные решения и поступки. Именно местные специалисты смогли «прокопать» тоннели на двух станциях так, что даже движение прерывать не пришлось. И они же за пару дней до Нового года буквально разнесли старенький златоустовский вокзал, чтобы потом руководство дороги с чистой совестью попросило денег на новое здание!

– Демонтаж мы вели как раз танками, – вспоминает Сарычев. – Для таких работ Т-34 – самое оно! У меня снимок есть – наши сидят на танке, улыбаются…

Кстати, именно Сарычев тогда предложил сэкономить на уборке территории. Он кинул среди горожан клич, что всё сломанное можно разобрать по домам. Днём восстановители ломали, а ночью жители старательно паковали доски-кирпичи и уносили на собственное подворье… 

При этом Борис Иванович всегда подчёркивает, что успехи поезда – это заслуга всего коллектива:
– Многие технические решения дорабатывал мой зам – талантливый технарь Жорж Васильевич Бахиров. Удивительный человек! Да и вообще у нас со временем коллектив сложился – мечта просто! По 30–40 лет отработали в поезде Галина Зайцева, Виктор Титов, Дмитрий Кривошеев, Валера Гусев, Александ­ра Мякишева.

Он руководил восстановительным поездом Златоуст почти 30 лет. Заработал звание «Почётный железнодорожник». И оставил коллектив полностью укомплектованным, мобильным, с хорошей технической базой.

– В этом году восстановительные поезда отмечают юбилей – 80 лет со дня образования. Красивая дата! А наша семья в общей сложности отработала на дороге 150 лет, и из них большую часть – в восстановителях. Так что у нас двойной юбилей, – улыбается Сарычев.
Марина Пономарёва
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31