21 ноября 2019 07:07
21 ноября 2019 07:07

Контролируемая авария

В Челябинске с рельсов сошла цистерна с хлором, в корпусе появилась трещина, и на землю вытек опасный химикат.
К счастью, это не реальная ситуация, а всего лишь сценарий учений, которые провели железнодорожники Южно-Уральской магистрали совместно с МЧС.

По легенде, информация о ЧП поступает днём – на станции Челябинск-Главный с рельсов сошли пять вагонов. Один из них – цистерна с хлором. По словам специалистов, для человека он смертельно опасен.

– Что касается физических свойств, то это жёлто-зелёный газ, имеет резкий неприятный запах и сладковатый вкус, – рассказывает инженер первой категории водно-почвенной группы лаборатории экологического контроля Центра охраны окружающей среды ЮУЖД Елена Малеева. – По физиологическому воздействию на организм хлор относится к группе веществ удушающего действия. В момент контакта оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку дыхательных путей и глаза. Признаки поражения наступают сразу после воздействия, поэтому является достаточно быстродействующим. Проникая в глубокие дыхательные пути, хлор разрушает лёгочную ткань, вызывает отёк лёгких. Наибольшую опасность представляет в сжиженном состоянии, что и происходит по легенде учений.

В корпусе появилась трещина, через которую вещество выливается на землю. Перспективы не радужные – в почве может оказаться 50 тонн груза. И это не говоря об угрозе для местных жителей, поскольку станция находится в центре мегаполиса.

На место прибывают автомобили МЧС и городской службы спасения. Оперативно выдвигается и пожарный поезд станции Челябинск-Главный. Специалисты создают водяную завесу перед облаком смертельно опасного газа, пытаясь обезопасить ближайшие районы. Огораживают территорию, выносят условных пострадавших. Обстановка осложняется ещё и тем, что из соседней цистерны вытекло и загорелось топливо.

Одна из новинок этих учений – мобильная роботизированная установка пожаротушения, со стороны выглядит, как металлическая тележка на четырёх колёсах. Но не стоит обманываться простотой конструкции. Функций у неё много, однако главная задача – обезопасить личный состав. Кстати, именно этот робот первым приблизился к опасной зоне. По словам начальника группы робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов Ильи Архипова, сегодня именно этот аппарат играет ключевую роль во всех операциях пожарных и спасателей.

– Установка предназначена для ведения разведки в очагах пожаров, зонах чрезвычайных ситуаций, где невозможно применение личного состава, – рассказывает специалист. – Также она способна, как вы убедились, подавать воду и в итоге тушить пожар, предоставлять оператору данные о заражённой зоне, какая опасность там может быть. По корпусу смонтированы всевозможные сверхчувствительные датчики и камеры видеофиксации. 

Специалисты в химзащите накладывают на цистерну специальные шины, а затем увозят повреждённый вагон со станции. Параллельно железнодорожные пожарные «решают вопрос» с горящей цистерной. Кон­струкция буквально утопает в пене.

Команда начальника поисково-спасательного подразделения Челябинской городской службы спасения Сергея Аристова занималась одним из самых важных дел – эвакуировала условных пострадавших. Сначала манекены пронесли через специальный промывочный центр, чтобы нейтрализовать хлор на поверхности кожи, и уже потом доставили к каретам скорой помощи.

– Физически довольно тяжело, – признаётся спасатель. – Конечно, многое зависит от веса пострадавшего. К тому же защитное обмундирование весит немало, порядка 12 килограммов. Но это ещё современный вариант, раньше было намного тяжелее. В реальных условиях нам уже приходилось сталкиваться с хлором. Как-то собиратели металлолома нашли баллоны и решили сдать их в пункт приёма. Чтобы слить содержимое, просверлили отверстия. Внутри оказался хлор. Люди получили довольно серьёзные травмы внутренних органов и были госпитализированы. Вызвали нас. Мы «залатали» отверстие и утилизировали опасные находки.

Уже после того как угроза была ликвидирована, оставшиеся вагоны были вывезены восстановительным поездом на станции Челябинск.

Всего в учениях было задейст­вовано более 250 человек и 17 единиц техники, включая два специализированных поезда станции Челябинск-Главный. С задачей справились в рекордно короткие сроки. Такие мероприятия проводятся уже четвёртый год, действия отработаны до мелочей, поэтому специалисты получили исключительно высокую оценку.

– За то время, что мы организуем совместные учения, я думаю, все уже приработались и знают, как действовать в той или иной ситуации, – говорит начальник управления пожаротушения Главного управления МЧС России по Челябинской области Михаил Теплых. – С каждым годом растут профессионализм и уровень технического оснащения. Стоит отметить, что число личного состава, задействованного в этих мероприятиях, также постоянно растёт. Так, по легенде, облако хлора пошло на Ленинский район Челябинска. И одновременно с нами коллеги работали и в жилых кварталах.

Сегодня через станцию Челябинск-Главный транспортируются сотни вагонов с опасными грузами. Вероятность возникновения внештатных ситуаций, хоть и небольшая, но всё же существует. Именно поэтому, по словам организаторов, подобные учения будут проводить и далее.

– Все мы помним события, которые произошли несколько лет назад в Челябинске, – рассказывает начальник станции Анатолий Мясников. – Тогда произошла утечка брома. Последствия были довольно серьёзные. Однако выводы, которые сделали железнодорожники, я уверен, не позволят этому повториться вновь. Теперь в случае ЧП наши специалисты знают чётко, что и как делать. К тому же принят ряд мер и одна из важнейших – отныне большинство особо опасных грузов проходят не через Челябинск и при этом транзитом. Поэтому я уверен, что ничего подобного больше не повторится.
Дмитрий Зорин

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31