21 января 2020 00:40

21 января 2020 00:40

Трамплин в горах

Как работается в сотнях метров над уровнем моря

Город Сатка в Челябинской области, во многом благодаря соседству с национальным парком «Зюраткуль», является одним из самых популярных туристических центров региона. Но вот незадача: добраться сюда из столицы Южного Урала можно только на колёсном транспорте, а на поезде – никак. И тем не менее в городской черте есть одноимённая железнодорожная станция, через которую проходят грузовые составы.
Она обслуживает совсем другие достопримечательности – крупные производственные предприятия, в первую очередь ООО «Саткинский щебзавод» и ООО «Партнёр-СТК». Ежесуточно на станции обрабатывают десятки тонн строительного щебня, железной руды, кокса и ферросплавов. Примечательно, что погрузка таких объёмов стала возможна только после электрификации перегона, который как раз и проходит через Сатку.

«В декабре 1965 года были завершены работы по электрификации участка Бердяуш – Бакал со сложным горным профилем. На этом участке построены две тяговые подстанции с инверторами для преобразования рекуперированной электрической энергии». Так лаконично описывают события шестидесятилетней давности в книге «Электрифицированные железные дороги России». Разумеется, в нескольких строках не передать того значения, которое имело это достижение.

– Перегон Бердяуш – Бакал – сложный горный участок магистрали. К тому же Бакал расположен примерно на 250 метров выше уровня моря, поэтому дорога туда идёт в гору, – рассказал старший электромеханик тяговой подстанции Сатка Андрей Шлемов. – Любое новое оборудование, которое поступает в наше головное предприятие, Бердяушскую дистанцию электроснабжения, сначала проверяется тут.

Кстати, эта подстанция – одна из двух, расположенных на перегоне. Ещё одна находится в Бакале. Её размещение в небольшом населённом пункте связано с крупным промышленным производством: здесь расположена горно-обогатительная фабрика. По словам Шлемова, в скором времени может появиться и цементный завод.

Две тяговые подстанции обеспечивают бесперебойную подачу электроэнергии на участок магистрали общей протяжён­ностью около 57 километров. «Сферы влияния» между ними поделены примерно поровну: саткинцы обслуживают 27 километров пути от Бердяуша до районного центра, всё остальное – их коллеги из Бакала.

Оба подразделения до недавнего времени использовали инверторные агрегаты, установленные в 50-х годах прошлого века. Сейчас в рамках инвестиционной программы в Бакале дей­ствует их современный аналог. При этом часть высвободившихся комплектующих будет использована для поддержания работоспособного состояния инвертора на подстанции Сатка.  

Если в Бакале построят цемент­ный завод, местная железнодорожная станция, вероятно, сможет претендовать на звание самой крупной на участке Бердяуш – Бакал. Пока же первое место безраздельно принадлежит Сатке. Она отличается не только объёмами погрузки и, следовательно, классностью, но и огромной протяжённостью, которая достигает восьми километров.

Начальник станции Светлана Бурцаева уверена: коллегам работается комфортно. Вместе с тем нельзя сказать, что всё даётся легко и просто.

– Не всем приходятся по вкусу особенности работы на железнодорожной станции, иногда люди уходят, – сетует Светлана Фаритовна. – Был случай, когда девушка, с высшим профильным образованием и опытом в вагонном депо на станции Бердяуш, после стажировки на должность приёмосдатчика груза и багажа через месяц нелёгкого труда признала, что не справляется с нашими высокими темпами.

Зато те, кто сумеет с ними совладать, остаются надолго. Так, Светлана Бурцаева и её заместитель Флюра Хасанова трудятся здесь уже 30 лет. При них на станции в 2003 году заменили все ручные стрелочные переводы, и она полностью перешла на электрическую централизацию.

Как и на тяговой подстанции, в своё время здесь была проведена оптимизация персонала. Из 60 железнодорожников высвободили 24. Между оставшимися распределили обязанности. Сегодня составители поездов выполняют часть работы осмотрщиков и приёмосдатчиков груза и багажа. Последним, в свою очередь, передали функции операторов.

– Самая большая сложность в моей работе заключается в том, чтобы выполнять её оперативно и точно, – отмечает приёмосдатчик Татьяна Галямова.

На станции девушка считается перспективным молодым специалистом. Наверняка в будущем она сможет претендовать на высокую должность. Это и неудивительно, ведь Сатка считается хорошей «школой», которая готовит востребованных профессионалов. За последние десять лет пятеро работников были переведены в диспетчерский центр управления перевозками Южно-Уральской дирекции управления движением. А когда-то этой станцией руководил и легендарный начальник ЮУЖД Иван Воробьёв, и нынешний первый заместитель начальника дирекции Олег Федюков.

– Наша станция – некий трамплин. Поработав здесь, можно, не боясь, пробовать себя на более высоких должностях, – уверена Светлана Бурцаева.
Сергей Мартынов

Элемент не найден!