15 июля 2020 02:23

15 июля 2020 02:23

Специальный проект 'Под знаком качества'

Малый габарит не помеха, а польза

В моторвагонном депо Курган знают, как можно сократить затраты на горячий простой элект­ропоездов в зимнее время.
– Одна из приоритетных задач для нас – это экономия топливно-энергетических ресурсов, – так обосновал выбор темы проекта главный инженер ТЧМ-33 Олег Степанов.

Созданная на предприятии рабочая группа проанализировала многие технологические цепочки, но наиболее «перспективным» в этом плане оказался процесс обогрева салонов элект­ропоездов, обращающихся на Шадринском, Петропавловском и Челябинском направлениях. Точнее, даже не весь процесс, а его часть.

– Во время горячего отстоя электропоездов в ожидании работы для поддержания рабочей температуры головного вагона мы использовали электрокалориферное отопление. Штатная система мощностью 26,4 кВт-часа состояла из двух групп трубчатых электронагревательных элементов и двух электровентиляторных установок. И, как показала практика, система эта довольно активно потребляла энергию, – поясняет Олег Степанов.

Так, общие расходы электроэнергии на тягу поездов за октябрь 2014 года составили по депо 648 тыс. кВт-ч., и из них 6,94 тыс. кВт-ч. пришлись как раз на горячий простой, то есть на время, когда электричка стояла в ожидании работы, а не возила пассажиров.

Как вы понимаете, оставить поезд без обогрева в наших условиях нереально. Однако можно уменьшить сам обогрев.

– Так и возникла идея заменить «большую» калориферную систему на малогабаритную, – продолжает рассказ Олег Степанов.

Местные умельцы внимательно присмотрелись к типовым тепловентиляторам с трубчатыми электронагревательными элементами: у них имелся термостат, который позволял выставить нужную температуру нагрева. А защитный кожух, выполненный из листовой стали, предохранял устройство от вмешательства и вандальных действий со стороны пассажиров. Правда, в депо этот прибор доработали: внутри установили термопредохранитель однократного действия. Он срабатывает, если температура подскакивает до 160 градусов Цельсия. В этом случае цепь питания разрывается и вентилятор отключается.

Установили новинку в салоне, с наружной стороны помещения туалета. Именно этот прибор и стал обеспечивать подогрев сантехнического оборудования в самой холодной его части, не отапливаемой штатной электрической печью. А «большое» отопление стало возможным выключить.

Вентилятор опробовали в этом году. И оказалось, что в октябре 2015 года общие расходы элект­роэнергии на тягу поездов составили 589 тыс. кВт-ч., из них на долю горячего простоя пришлись лишь 0,53 тыс. кВт-ч.

– Новинка позволила сократить время использования штатной системы обогрева салонов вагонов при горячем отстое на 62 процента, – с удовольствием подводит предварительные итоги Олег Степанов. – Как показывают расчёты, за четвёртый квартал ожидаемый экономический эффект составит 24 тысячи рублей!

Кстати, схема уже прошла – причём успешно – проверку первыми морозами. А местные умельцы вообще полагают, что она способна выдержать температуру воздуха до –40 °С.
Анна Павлова