01 апреля 2020 08:31

01 апреля 2020 08:31

Уроки экономного вождения

Александр Безъязыков в эксплуатационном локомотивном депо Карталы слывёт одним из самых бережливых машинистов. К примеру, в этом году ему удалось сберечь почти 100 000 кВт/часов элект­роэнергии.
– Знаете, почему я стал машинистом? Во-первых, это самая уважаемая профессия. Во-вторых, локомотивщик – главная фигура на железной дороге. Принято считать, что он может исправить упущение любого железнодорожника. Нередко локомотивная бригада первой обнаруживает лопнувший рельс, неисправность подвижного состава, выброс пути, нарушение в организации работ и т.д. А вот ошибку машиниста в некоторых случаях, увы, устраняет уже коллектив восстановительного поезда. Поэтому, работая в этой должности, всегда чувствую на себе огромный груз ответственности и самым тщательным образом готовлюсь в рейс, – говорит машинист эксплуатационного локомотивного депо Карталы Александр Безъязыков.

Его жизнь полностью посвящена служению железной дороге. После окончания в 1984 году Карталинского железнодорожного училища устроился работать в депо помощником машиниста, а через полтора года Александра отправили в Троицкую дортехшколу учиться на машиниста. После её окончания прошёл обкатку в пассажирской колонне и в 1987 году встал за правое крыло электровоза. За 31 год Александр Безъязыков стал высококлассным специалистом и уверенно водит электровозы переменного тока всех серий, которые имеются в депо. А всё потому, что у него в учителях были настоящие профессионалы в своём деле. По словам Александ­ра, он благодарен судьбе за то, что она свела его с такими опытными машинистами, как Николай Александрович Листопад и Александр Васильевич Ткачев, с которыми начинающему локомотивщику довелось поработать в качестве помощника. Они не только научили водить поезда, но и привили молодому парню любовь к этой непростой профессии. 

Именно их он считает своими первыми учителями и главными наставниками. 

– Хвалили меня редко, зато учили, как следует: ты, мол, не какой-нибудь наездник, а будущий машинист, поэтому делай всё правильно и по уму. А какие были экономные! Просто слов нет. Ни одной лишней позиции или непродуманного торможения! К такому стилю ведения поезда приучили и меня, – делится машинист.

Уроки не прошли даром. Сегодня Александр Безъязыков считается одним из самых бережливых машинистов в эксплуатационном локомотивном депо Карталы и возглавляет пятёрку тех, кто добивается наибольшей экономии энергоресурсов. Только в этом году он сумел сберечь почти 100 000 кВт/часов электро­энергии. А если посчитать за все годы его работы в качестве машиниста? 

– Наверняка наберётся миллиона три! А это примерно столько, сколько всё наше депо сэкономило за девять месяцев 2015 года. Согласитесь, впечатляет! – отмечает машинист-инструктор по теплотехнике Сергей Силаев.

В чём же секрет? Александр Безъязыков считает, что он не обладает какими-то особыми приёмами, которые помогают ему экономить электроэнергию. О том, как это делать в теории, знает каждый локомотивщик. В депо постоянно проходят технические занятия по энергосбережению, машинисты-инст­рукторы практикуют поездки с теми локомотивными бригадами, которые допускают перерасход электроэнергии, регулярно проводятся «круглые столы», где опытные машинисты рассказывают, как добиться экономии. Но, тем не менее, применить полученные знания на практике удаётся не каждому. Тут оказывается нужны определённые навыки и сноровка.

Александр Безъязыков считает, что первым делом надо хорошо изучить профиль участка, по которому приходится ездить. Лично он водит поезда по трём направлениям: Магнитогорск, Тобол и Орск. За годы работы в депо столько раз проехал по этим участкам, что помнит их наизусть и может провести по ним грузовой состав буквально с закрытыми глазами. 

– Что значит грамотно вести? Вовремя включить или сбросить нагрузку. К примеру, заехал на горку –  тут же уменьшаю нагрузку. 

Кинетическая энергия, которой обладает поезд, сама сделает своё дело. По возможности максимально применять режим выбега, использовать автотормоза. Надо постоянно интересоваться поездной обстановкой. Если впереди идёт состав, то нет смысла давать нагрузку. Вот так по крупицам и набегает экономия, – делится Александр Безъязыков основными приёмами, которые помогают ему сберегать ресурсы.

Сегодня Александр Иванович сам выступает в роли наставника. За последнее время он обкатал трёх человек. Школу Безъязыкова прошли Дмитрий Шеметов, Евгений Сидельников и Сергей Клименко. Каждому из них он не раз говорил, что плох тот локомотивщик, который не мечтает стать экономным машинистом.
Вячеслав Чеботько