01 апреля 2020 04:52

01 апреля 2020 04:52

фото: Анатолий Шулепов

Комплексный подход

Одну из лучших дистанций на сети в 2016 году ожидает модернизация

Не секрет, что солидная часть опорного хозяйства и контактных проводов на ЮУЖД требует замены. Этот вопрос актуален и для Шумихинской дистанции электроснабжения. В следующем году здесь ожидается серьёзная модернизация.
– Сергей Петрович, прежде чем говорить о будущем, предлагаю обсудить 2015-й. Что было сде­лано?

– На самом деле итоги подводить рано, мы делаем это в январе. Тем не менее общая картина уже ясна – нам удалось полностью освоить выделенные средства в размере 19 миллионов рублей. 

Довольно плотно мы поработали на станции Бутырская. По сути, сюда и ушла большая часть денег, порядка 16 миллионов. Заменили гибкие поперечины на жёсткие, перевели на них нагрузку, поменяли контактный провод. Дело в том, что гибкие поперечины устанавливали во время элект­рификации участка в 1957 году. Следовательно, прошло уже 58 лет и они отработали свой нормативный срок службы. При переходе на жёсткие поперечины мы существенно повышаем надёжность работы устройств контактной сети.

– Какие планы на следующий год?

– Провести аналогичную работу на станции, которая находится между Челябинской и Курганской областями, – в Каясане. Объёмы здесь посолиднее, поэтому и финансирование больше – примерно 39 миллионов рублей. С одной стороны, я прекрасно понимаю, что есть точки, где ситуация ещё хуже. Тем не менее мы стараемся не разбрасывать силы по множеству небольших объектов, а делать всё комплексно. Пришли на станцию и разом поменяли опоры, поперечины, контактный провод…

– Как давно применяется такой подход?

– С прошлого года. Всё дело в том, что сейчас средства на эти цели выделяются не ОАО «РЖД», а из федерального бюджета. И вот тут есть нюанс. Раньше, увидев отдельно стоящую дефектную опору, мы могли тут же приехать и поменять её на новую. Согласно последним требованиям, мы не можем в течение пяти лет заходить на те участки, где проводились какие-то работы в рамках такой программы финансирования. В связи с этим было принято решение сразу проводить комплексную модернизацию на одном конкретном участке.

Пришли к этому не сразу. В 2013 году, когда впервые начали работать с федеральным бюджетом, делали «по старинке» – заменяли отдельно стоящие опоры и провода. Только позже выяснилось, что теперь в течение пяти лет мы не имеем права за счёт капитального ремонта сюда возвращаться. К сожалению, пришлось учиться на собственных ошибках.

– Планируются ли такие работы на других станциях?

– По-хорошему, необходимо модернизировать станцию Шумиха. Вместе с тем сейчас много вопросов к финансированию. С одной стороны, сложно сказать, в какую сторону в дальнейшем изменятся его объёмы. С другой – быть может, будет некоторое послабление, и мы сможем вернуться на участки работ 2013 года.

– Каковы сегодня основные проблемные вопросы дистанции?

– Без сомнения, опорное хозяйство. Всего у нас шесть тысяч опор и 1800 из них дефектные, которые ожидают своей замены. Конечно, если обнаруживаем остродефектные, то обязаны их заменить в период от одного до трёх месяцев. 

К счастью, в следующем году стартует модернизация контактной сети перегона Шумиха – Щучье. Фронт работ – четыре анкерных участка, или порядка трёх километров как в чётном, так и в нечётном направлениях. Признаться, нас это очень радует. Кто-то может заявить, что цифры небольшие, но скажу однозначно – дело важное. Дело в том, что последний раз на этом направлении модернизация контактной сети проводилась около пяти лет назад. Тогда мы ввели в эксплуатацию порядка 40 километров на перегоне Каясан – Щучье. Затем основные средства направлялись в Златоуст и Бердяуш. Но вот обратили внимание и на нас.

– Поставки запасных частей осуществляются без перебоев?

– В принципе, всё, что заявляем, приходит в срок. Но надо понимать, что мы работаем в рамках жёстких лимитов и не все наши желания могут воплотиться в жизнь. Как и любому хозяину, который болеет за своё дело, хочется большего. Но приходится выбирать между объектами. Всего у нас 12 тяговых подстанций и один тяговый блок. Все 1957 года постройки. Оборудование там, естественно, далеко не новое. Вот и ломаем голову, где что поменять, да как распределить средства. Правда, ­отдельные запасные части промышленность уже не выпускает. И тут берутся за работу наши «кулибины».

– Каждый год один из основных и довольно ост­рых вопросов – грозозащита. Новые ограничители перенапряжения, которые пришли на смену старым добрым роговым разрядникам, не всегда демонстрируют эффективность...

– Действительно, сначала мы поснимали роговые разрядники, теперь ускоренными темпами их возвращаем. По сути, сейчас у нас формируется второй фронт защиты. Если устройства не за­кроет один заслон, это сделает другой. Прошедшим летом молния попала в изолятор и пережгла усили­вающий провод. Особых последствий, к счастью, не было, но всё равно такого нужно избегать. До апреля мы должны изготовить и установить 40 роговых разрядников.  

– Планируются ли в наступающем году структурные изменения?

– Сейчас решается вопрос о переносе диспетчерского центра. Дело в том, что раньше все диспетчеры, будь то наши или поездные, находились в одном месте – в Кургане. Поскольку специалисты трудились в тесной связке, вопросы решались оперативно, управляемость была на высшем уровне. Сегодня поездные диспетчеры находятся в Челябинске, а с нашими общаются исключительно по телефону. Вот и сигнал из столицы Южного Урала идёт сначала в Курган, а уже потом в Шумиху. Естественно, на это тратится время. И возник вопрос, почему ключевой работник, который контролирует работы всех электроустановок дистанции, находится так далеко. Для повышения качества и эффективности управляемости было предложено перенести диспетчеров из Кургана непосредственно к нам, в Шумиху. Подобным образом уже поступили в Магнитогорской дистанции, чьи диспетчеры находились в Карталах. В Орск переехали специалисты из Оренбурга. Да, по сути, остались только мы да ЭЧ-Шадринск и ЭЧ-Бердяуш.

– Хватает ли в дистанции специалистов?

– Штат практически укомплектован. Правда, есть некоторая проблема с молодёжью – не всегда можем их удержать. Ребята уезжают в Челябинск или Курган. Ну это, в принципе, нормально – люди всегда стремились туда, где лучше.

– Какие основные задачи вы ставите перед собой?

– Прежде всего сохранить жизнь своих подчинённых, поскольку работа, сами понимаете, не из безопасных. Поэтому огромное внимание у нас уделяется охране труда. Ну и, конечно же, всеми силами необходимо обеспечить безопасность движения. И, должен сказать, что успехи есть – по итогам отраслевого соревнования в третьем квартале этого года дистанция заняла второе место. 

Александр Кичигин