27 февраля 2020 08:40

27 февраля 2020 08:40

фото: Анатолий Шулепов

Экономика провоцирует кражи

Специалисты не исключают наплыва любителей поживиться за счёт железной дороги

К ежедневным вызовам сотрудников ведом-ственной охраны в последнее время добавился ещё один – террористическая угроза. Не проходит и дня, чтобы не поступило сообщения об обнаруженном бесхозном подозрительном предмете, схожем со взрывным устройством. К счастью, абсолютное большинство из них на поверку оказываются ложью.
– Сергей Михайлович, для начала предлагаю подвести итоги уходящего года. Какие важнейшие проекты были реализованы в ваших подразделениях?

– Я бы выделил три основных достижения. Во-первых, мы в кратчайшие сроки, всего за два месяца, построили для нашей стрелковой команды новое здание модульного типа на станции Миасс. Актуальность этого решения даже не обсуждается – ранее люди ютились в небольшой постройке, которую возвели ещё в начале прошлого века. Естест­венно, ни о каких удобствах речи не было. Когда выбирали тип нового здания, то практически сразу остановились именно на модулях. Они и возводятся оперативно, и не требуют множества согласований.

Во-вторых, в ноябре провели капитальный ремонт ещё одного здания на станции Карталы. Здесь разместились уже две команды – стрелковая и пожарная, общей численностью более 200 человек. Ну и, наконец, по программе ОАО «РЖД» на станции Курган появился абсолютно новый пожарный поезд. Его презентация состоялась совсем недавно.

– Какова оперативная обстановка? Воровать железнодорожное имущество стали чаще или реже?

– Если рассматривать по количеству хищений, то в этом году ситуация ухудшилась. За 10 месяцев в сравнении с аналогичным периодом прошлого года зафиксировано 466 случаев против 454. Особой популярностью у преступников пользуются, прежде всего, детали верхнего строения пути. На втором месте устройства сигнализации, централизации и блокировки, а также связи. К примеру, хищения дроссель-трансформаторов на перегоне Челябинск – Троицк довольно серьёзная проблема. Группу лиц, которая там «работала», нам задержать не удалось. Тем не менее преступников мы спугнули, и они свернули свою деятельность. И завершают тройку лидеров номенклатурные грузы. Стоит отметить, что похожие тенденции прослеживались и ранее.

Всего же с начала года за хищения с объектов железнодорожного транспорта задержано 525 человек. Это на 10 больше, чем в прошлом году. Вроде бы изменения небольшие, но существенно выросла сумма предотвращённого ущерба – с двух с половиной миллионов рублей до семи с небольшим. Это говорит о том, что преступники становятся всё более дерзкими и пытаются стащить побольше. Относительно недавно полицейские при содействии наших сотрудников на станции Бердяуш задержали членов преступной группы, которая «специализировалась» на воровстве топлива и металлов с подвижных составов. Объёмы их незаконной деятельности достигали внушительных размеров.

– Ранее в наших беседах вы довольно часто упоминали такие подразделения, как СОМГ и ССГ. Они продолжают быть эффективным способом борьбы с нарушителями?

– Сегодня СОМГ, или совместная оперативно-мобильная группа, утратила свою роль. Дело в том, что в своё время она зарождалась первой и специализировалась исключительно на предотвращении хищений номенклатурных грузов. Позже появились совместные специализированные группы, куда входили несколько наших специалистов и один сотрудник уголовного розыска. Такие отряды у нас работают до сих пор по всем видам хищений. Кроме того, с помощью правоохранителей мы получаем доступ к наиболее оперативной и актуальной информации, и тем самым способны более грамотно выстраивать свою работу на перегонах. В конце концов, ССГ много, а СОМГ одна на всю территорию Южно-Уральской железной дороги.

– История доказывает, что сложности в экономике приводят к росту преступности…

– Тут цифры говорят сами за себя. Снижения в динамике хищений в этом году точно не произошло. И правоохранительные органы, и мы уверены, что впереди, если и не резкий всплеск, то уж точно хоть и небольшой, но рост будет. В принципе, мы готовы и знаем популярные у преступников места промысла. В основном это станции в крупных городах – в Челябинске, Кургане, Орске, Оренбурге… Своеобразным местом притяжения для разных криминальных элементов служит Магнитогорск. Это неудивительно, ведь именно сюда свозят металл со всей страны.

– Сейчас во многих силовых структурах проходят сокращения штатов. Коснулась ли эта проблема ведомственной охраны?

– У нас ничего не изменилось. Более того, даже увеличиваются объёмы работы – в этом году нам под охрану дали два дополнительных объекта, посты ЭЦ на станциях Челябинск-Южный и Курган. Кроме того, на следующий год запланировано увеличение штата совместных специализированных групп на восемь человек. На первый взгляд это немного, но, поверьте, для нас очень существенно. В компании объективно понимают значимость подразделений ведомственной охраны, особенно на фоне постоянных террористических угроз.

– Говоря о террористических угрозах, какова обстановка в этом вопросе у нас на дороге?

– К сожалению, сегодня не только на магистрали, но и по всей стране сообщения об обнаружении бесхозных предметов или предметов, похожих на взрывные устройства, носят массовый характер. В связи с актуальной проблемой наш ведомственный учебный центр получил лицензию на право обучения вопросам транспортной безопасности. В этом месяце в Москву поедут первые два сотрудника нашего филиала. В следующем году, я думаю, мы сможем проводить обучение, не выезжая за пределы Южно-Уральской магистрали.

– Что подразумевается под понятием «транспортная безопасность»?

– Фактически, это полностью иная система работы. Сегодня под нашей охраной находится множество стратегических объектов, например, железнодорожные мосты через реки. Наша основная задача заключалась в том, чтобы обеспечить пропускной режим, охранять объекты от преступных посягательств. Прежде на учениях в основном отрабатывались такие ситуации, как нападение на объект или караульное помещение. Сейчас к этому добавились задачи по обнаружению и обезвреживанию диверсантов. Определены самые узкие места, и принят ряд мер для их устранения. Стоит отметить, что транспортной безопасности, только немного в иной сфере, начали обучать и железнодорожников в Челябинском институте путей сообщения. 

– Есть ли у вас подразделения, работу которых вы выделили бы особо?

– Без сомнения, это Оренбургский отряд, который и ранее отличался качеством работы, а в этом году по результатам первого и второго кварталов стал лучшим среди всех предприятий ведомственной охраны на сети. Показателей, по которым определялся победитель, немало: количество хищений на вверенной территории, пожары, нарушения дисциплины… Очень важны цифры в сфере подсобно-вспомогательной деятельности.

– Какие самые проблемные вопросы в работе предприятия вы бы выделили?

– Честно говоря, особых проблем не возникает. С правоохранительными органами, с железнодорожным руководством всё решается достаточно оперативно. Кстати, то же самое касается и начальников тех предприятий, объекты которых мы охраняем. Они со всей ответственностью относятся к террористической угрозе, устанавливая камеры видеонаблюдения и сигнализации по периметрам.

– Какие важнейшие направления будут реализованы в следующем году?

– Прежде всего хотел бы отметить, что мы защитили бюджет – его сокращения не предвидится. Как я уже говорил, мы обучим весь персонал вопросам транспортной безопасности. Без сомнения, будем вводить дополнительные технические средства, направленные на борьбу с террористической угрозой. Замечу, что с 1 октября этого года в связи с известными событиями мы взяли дополнительно под охрану такой вид грузов, как энергетические газы: бутан, пропан и так далее. Пока что пытаемся решить вопросы со штатом за счёт внутренних перераспределений сотрудников. Одно из новых требований – создание групп быстрого реагирования. Что касается инфраструктуры – запланирован капитальный ремонт здания для двух команд на станции Красногвардеец. 

9 декабря в стране отмечается День образования ведомственной охраны железнодорожного транспорта. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех коллег с 94-й годовщиной, пожелать здоровья, счастья, тепла в домах и успехов в нашей нелёгкой работе.
Александр Кичигин