15 октября 2019 20:23

Раритет

Уникальной находке больше ста лет

В пассажирском вагонном депо Челябинск во время строительства терминально-складского комплекса был найден старинный экземпляр колёсной пары.
В тот день строители планировали выполнить земляные работы – вырыть котлован под фундамент будущего ангара. Но вдруг на глубине около двух с половиной метров ковш экскаватора наткнулся на металлический предмет. После откопки грунта взорам собравшихся предстала… раритетная колёсная пара. Для строителей она не представляла никакой ценности, а вот железнодорожники проявили к ней неподдельный интерес.

– Судя по конструкции, можно предположить, что эта колёсная пара была когда-то выкачена из-под грузового крытого деревянного вагона или вагона-платформы. Такой вывод мы сделали, сравнив нашу находку с архивными снимками подвижного состава: на них можно разглядеть похожие колёсные пары со спицами, – рассказывает главный инженер Южно-Уральского филиала ОАО «ФПК» Дмитрий Белоглазов.

Простой констатацией факта Дмитрий Николаевич не ограничился: он провёл дополнительное исследование. Оказалось, подобные колёсные пары в России начали выпускать в начале 1900-х годов.

– Колёса имели бандажную конструкцию с цельнолитым стальным центром. Выпускались они по ОСТ-5243. Согласно требованиям, колёсные центры должны были отливаться из мягкой стали (марки Ст. л. 1) и после отливки подвергаться отжигу. В изломе сталь должна быть однородной, без посторонних включений и раковин, – проводит исторический ликбез Белоглазов.

Однако со временем выяснилось, что подобная конструкция колёсного диска не обладала достаточным запасом прочности. К тому же в металлургии постепенно начали осваивать изготовление цельнокатаных колёс.

– В итоге именно цельнокатаные колёса и пришли на смену спицевым в 1930-х годах прошлого века, так как потеря прочности дисков из-за вертикальной усадки спиц стала вызывать много аварий и крушений, – подводит итог Дмитрий Николаевич.

Нам остаётся только гадать, как колёсная пара попала в землю. Наверное, у людей, которые её там оставили, имелась какая-то цель? Но в любом случае нашим предшественникам, безусловно, стоит сказать спасибо. В филиале, познакомившись с находкой поближе и оценив её значимость, решили, что раритетная колёсная пара украсит одну из площадок пассажирского вагонного депо Челябинск. И станет металлическим напоминанием об истории отрасли. Сейчас местные умельцы приводят её в должное состояние.
Марина Пономарева