16 декабря 2019 13:48

16 декабря 2019 13:48

Маршрут в историю

На ветке Кротовка – Серные Воды возможно развитие туриндустрии<br />
Не каждый знает, что станция Кротовка, более известная как наливная, ещё и узловая, если принимать во внимание ветку Кротовка – Серные Воды, которая построена в конце XIX века в виде узкоколейки, а позже – в 1922 году – перестроенная на колею 1520.<br />
На ветке Кротовка – Серные Воды возможно развитие туриндустрии
Не каждый знает, что станция Кротовка, более известная как наливная, ещё и узловая, если принимать во внимание ветку Кротовка – Серные Воды, которая построена в конце XIX века в виде узкоколейки, а позже – в 1922 году – перестроенная на колею 1520.


Помнится, ещё в 80-годы прошлого века мне приходилось в выходные дни ездить до Кинеля (дальше я пересаживался, потому что путь мой лежал через Южно-Уральскую дорогу) на пассажирском поезде, известном как «Сургутский». Общие вагоны в нём были переполнены.
Не думаю, что многочисленные пассажиры направлялись на лечение в знаменитую здравницу «Сергиевские минеральные воды», по сути, конечную остановку поезда. Это были в большинстве местные жители: рабочие самарских заводов, проживающие в будни в заводских общежитиях, студенты и торговцы на колхозном рынке, которые сходили с поезда на станциях и разъездах ветки.
Недавно мне удалось проехаться маршрутом, которым в позапрошлом веке пользовались господа, истомлённые болезнями от гиподинамии и переедания и поправляющие своё здоровье в благодатном крае.
Поездку организовали работники дорожного музея и Самарской мостоиспытательной станции, у которых был свой интерес побывать в здешних местах, богатых историческими предметами и раритетами из железнодорожного арсенала техники и искусственных сооружений. Большую помощь в поездке оказала Кротовская дистанция пути.

Экскурс в прошлое
Кротовско-Сергиевская ветка Самаро-Златоустовской железной дороги построена при активном участии инженера путей сообщения и писателя Николая Гарина-Михайловского. Для нас его имя дорого тем, что Николай Георгиевич вёл изыскания на участке Уфа-Златоуст, который позднее стал начальным пунктом Транссибирской магистрали.
В то время первоклассный инженер, равно как изыскатель, проектировщик и строитель вместе взятые, был критически настроен по отношению к развитию в России железнодорожного дела. В своих заметках в тогдашних газетах и журналах он настойчиво продвигал идею прокладки дешёвых узкоколейных железных дорог. Меньшие размеры локомотивов и вагонов позволяли строить лёгкие мосты. Кроме того, на узкоколейках допускались более крутые кривые, чем на обыкновенных железных дорогах. Задумки его полностью воплотились под Кротовкой.

2.jpgВсё начиналось с...
Станция Кротовка возникла в 1873 году при строительстве участка железной дороги Самара – Уфа. Три коротких улицы примыкали к железнодорожным постройкам. Здесь имелись четыре коротких станционных пути для скрещения и обгона поездов старших очередей. Рельсы составляли путь лёгкого типа. На перегонах движение поездов осуществлялось по однопутке с помощью телеграфа.
В связи с постройкой узкоколейки на станции появилось депо, подъездной путь к нему и три коротких приёмо-отправочных станционных пути на длину 10-15 вагонов в двухосном исчислении. Все это называлось «Сергиевским парком». С этого времени станция Кротовка стала именоваться узловой. А по узкоколейной железной дороге ходили специальные узкоколейные паровозы и вагоны. Например, пассажирский поезд состоял всего из трёх классных вагонов.

Жезл бы нам в руки
Мы тронулись в путь в 9 утра на мотовозе под управлением машиниста Виктора Мухина. Если вернуться в прошлое, нам бы предстояло для этого использовать жезловую систему движения. Представьте, мы получаем из аппарата жезл, а на другой станции второй аппарат блокирует выдачу жезлов до тех пор, пока наш поезд не прибудет с первым жезлом и машинист не передаст начальнику станции этот искомый предмет, который и разблокирует аппарат. Появится возможность пускать следующий поезд.
Кстати, жезловая система сохранилась здесь до сих пор. Только она законсервирована, но в любой момент может быть задействована. На станции Сарбай я заглянул в станционное окно. Там стоят аппараты, готовые к использованию.

Легендарным маршрутом
В начале XX века на ветке находилось восемь станций (вместе с Кротовкой). Мне удалось в Интернете найти расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»). В нём значились остановки: Тимашево, Курлина, Сарбай, Кабаново, разъезд Копытовка, Серные Воды, Сургут (Сергиевск). Мы же делали остановки у множества мостов, которые представляют собой готовые экспонаты музея, демонстрирующие мастерство строителей-мостовиков позапрошлого и первую треть прошлого века.
Хорошо сохранились и здания станций Тимашево и Сарбай, являя собой типовые казармы XX века. А вот станция Серные Воды сберегла красивый первозданный вид, который приобрела в 1898 году при конечном строительстве железнодорожного участка. Видимо, тогда учитывались вкусы пассажиров, среди которых было немало курортников – господ из дворян и богатого купечества. Ныне она не пассажирская, а грузовая четвёртого класса. К ней примыкает множество подъездных путей.
По словам дежурного по станции Александра Лукьянова, через неё проходят грузы со щебнем, цементом, пшеницей. В сутки формируется два поезда. Один – утром, другой – вечером. Составитель поездов Геннадий Сомов на нехватку работы не жалуется. «Дел еще прибавится, - говорит он. – Здесь намечается ещё один подъездной путь построить, уже идёт подготовка со стороны строящейся птицефабрики».

Перспективы ветки
Сотрудник Поволжского музея железнодорожной техники под открытым небом Александр Лысак считает, что есть все возможности открыть на маршруте Кротовка – Серные Воды движение ретропоезда, при условии, что этим заинтересуются коммерческие структуры, которые бы придали историческому туру вектор развития. Условия есть: в Пензе практически под парами стоит паровоз, который может работать на этой ветке. И вагончики найдутся.
«Пейзажи для участников экскурсий открываются великолепные, множество S-образных кривых на пути, интересные искусственные сооружения, - говорит он. – Отсутствие контактной сети открывает широкий простор».

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30